light Главная light Почта light Архив light Карта сайта light Тел. 8-495-395-60-36
logo
slogan
name
     
Javascript DHTML Drop Down Menu Powered by dhtml-menu-builder.com

Техника прямого удара в рукопашной схватке.

"Соединяете свою руку и нос противника воображаемой линией и по ней двигаете кулак с все увеличивающейся скоростью".

Из инструкторских объяснений.


Прямой удар в боевом искусстве и рукопашной схваткеПро то, что такое удар, про его поражающие факторы и методику отработки говорят часто и со вкусом. Большинство материалов на эту тему пишутся в наукообразном ключе серьезными людьми с использованием строго профессиональной терминологии. Приводятся данные работ на научном оборудовании, результаты многолетних наблюдений и опытов. Анализируются отличия удара в каратэ и в боксе, а потом противопоставляют их затрещине, выполненной в национальном стиле. Классифицируются формы ударов: секуще-режущие отличаются от рвущих, а те и другие от сверляще-штопорных. Все это достойно внимания и уважения. Пытаясь разобраться в горах накопленной мудрости, я проводил недели и месяцы за книгами, анализируя, сопоставляя и оценивая. Одно плохо. За недели и месяцы, в течение которых я копил по крупицам драгоценные знания, я совсем растренировался, оброс жирком и стал поразительно напоминать специалистов, которые эти работы и пишут. Впрочем, успокаивал я себя, может это и есть та идеальная спортивная форма, входя в которую начинаешь понимать, как правильно бить удар.

Хорошо качку килограмм 100 весом, с огромными бицепсами и трицепсами и кулаками с мою голову. Он, как ни ударит, все мало не покажется, а мне, со стремительно понижающимися физическими данными, просто необходима научно-обоснованная теория нанесения удара. Время шло, знания множились, эффективность удара благополучно миновала стадию безопасности для противника, прошла стадию, когда прием вызывал вражескую ухмылку, и докатилась до стадии психической атаки: теперь мой удар доводил нормальных бойцов до гомерического хохота. Правда, это не только моя беда, а, так сказать, всеобщая проблема. Те, кто знают, как бить, не бьют, а те, кто бьют, толком не могут объяснить как. Помучившись, я отправился обратно в спортзал, пытаясь по пути найти для удара такие параметры, которые понимал бы любой человек, изучавший физику в школе. Накопленные знания про "биомеханику движения живого существа" (можно подумать, что существует биомеханика мертвого!) я отложил в долгий ящик, постаравшись исходить только из собственного конкретного опыта.

Итак, сначала нужно выяснить, что мы, собственно, хотим от удара. Хорошо когда удар дробит, секуще режет, проникает и таранит, особенно если все одновременно. Увы, про всевозможные хитроумные сбросы и поражающие эффекты говорят в основном те, кто не умеет по-настоящему бить. Их лозунг можно кратко сформулировать так: "Если не можешь послать противника на пол, хотя бы разбей физиономию". Остается добавить, "авось испугается и убежит"! Наверное, они получают садистское удовольствие от того, что противник, чаще воображаемый, превращается в отбитую и раздробленную котлету.

Господа, меньше нужно боевичков-ужастиков на ночь смотреть. Регулярные тренировки быстро убавляют кровожадности, оставляя одно желание - поскорее результативно закончить спарринг. Какой должен быть удар для того, чтобы бой тут же закончился? На "удар наповал", который пропагандируется как цель техники каратэ, замахиваться не будем. Тем более что и сами каратисты его не делают. Определим цель удара более реалистично. Чтобы закончить схватку, удар должен быть нокаутирующим! Нокаут, а иногда и нокдаун, разом прерывают бой без лишних и мало эстетичных атрибутов типа разбитых в кровь физиономий. Нокаут происходит от резкого и сильного толчка в голову, лучше в подбородок противника. Именно из этого мы и будем исходить, разбирая то, каким должен быть удар. То есть, если быть кратким и не вдаваться в сложные материи, в ударе должны быть точность, скорость, сила.

Люди, настроенные на сногсшибательные рецепты, могут быть шокированы элементарностью подобного заявления. Чтобы добить их, могу заявить с полной ответственностью, что удар, даже самый динамически правильный, нужно точить, точить и точить до полного автоматизма в движении. Не знаю, когда "знатоки" десятка - другого эксклюзивных вложений успевают их отработать. Я же в статье буду говорить всего про один удар - прямой. Как его довести до такого уровня, чтобы он стал реальным оружием, под которое противнику не хотелось бы попадаться как в прямом, так и в переносном смысле. Более того, способов бить удар в различных стилях существует много. Способ бить нокаутирующий удар - один, правильный. Итак, четыре составляющие: точность, скорость, сила. Плюс, естественно, наработка, отточка, накатка. Последовательно рассмотрим эти параметры.

Первое требование к нокаутирующему удару - точность. Почему первое? Даже самый пушечный удар, пролетевший мимо цели, не причинит противнику вреда. Цель прямого удара в голову - подбородок, в корпус - солнечное сплетение. Если подбородок двойной, бейте в верхний, не ошибетесь. Почему именно в подбородок, а нев нос или глаз? Эта зона наиболее чувствительна в плане нокаута. Удар в нос, для сравнения, болезненный, а удар под глаз надолго запоминаетсая в виде бланша, но к окончанию поеднка такое попадание приводит гораздо реже. Одним словом, хотите бить больно, бейте в нос, хотите бить эффективно, бейте в подбородок. Однако схватка не стрельба в тире по мишеням. Противник стоять на месте или запрограммировано двигаться не будет. Он уклоняется, отклоняется, оказывается то ближе, то дальше чем нужно. Вообще, противник всегда в схватке будет стоять немного не так, как вам надо. Более того, встречаются опытные бойцы, которые намеренно держат верхнюю часть тела в движении, чтобы не дать пристреляться. Если вы хорошо бьете по мешку, это еще не значит, что вы сможете попасть по противнику. С этой точки зрения постановка точности удара становится серьезной проблемой, особенно в скоростной схватке. Положение осложняется и тем, что во многих школах боевого искусства ученики боясь травмировать партнера, либо бьют удар мимо цели, либо с неправильной дистанции. И первое и второе становится своеобразным навыком, за который придется дорого платить в реальной схватке.

Прямой удар в боевом искусстве и рукопашной схваткеСледующий параметр нокаутирующего удара - скорость. Если вы медленно толкнете человека бетонной плитой три тонны весом, он отшатнется, но на удар это воздействие будет походить мало. Скорость удара зависит от длины траектории, которую проходит рука в ударе, от расслабленности тела перед началом движения и от ритма дыхания. Траектория удара должна быть минимальна, в идеале это прямая, соединяющая кулак и цель (рис.4). Часто, пытаясь придать удару дополнительную силу, ученики делают небольшой замах, разгоняя руку (рис.4'). Такой замах несколько прибавляет силы удару, но отрицательно сказывается на времени приема. Научитесь бить не только рукой, а всем телом, и необходимость в замахах отпадет.

Расслабленность нужна для того, чтобы мышцы антагонисты не мешали движению. Так, например, бицепс и трицепс, мышцы антагонисты, сгибают и разгибают руку. Трицепс отвечает за разгибание руки в удар. Если при этом бицепс будет расслаблен не до конца, то он затормозит движение руки вперед.

И последнее, что влияет на скорость удара - это дыхание. Нехитрое правило: темп и скорость дыхания соответствуют темпу и скорости движения. Наиболее технологичен резкий выдох через нос, при котором воздух выгоняется из легких резким поджатием мышц живота. От привычки дышать ртом во время боя нужно как можно скорее отказаться. Кроме снижения скорости в момент удара расслабляются мышцы живота, и приоткрывается рот. Любой встречный удар может принести нешуточные проблемы типа сбитого дыхания, выбитых зубов или прикушенного языка. Правильное дыхание мне в детстве ставил тренер по боксу, который знать ничего не знал про дыхательные практики, популярные в восточных единоборствах, но хорошо понимал, как нужно дышать в схватке.

Сила в ударе появляется от вложения веса тела. Другого средства сделать удар сильным, нет. С этой точки зрения можно разделить всех бойцов в залах, вне зависимости от того каким стилем они занимаются, на три категории. К первой принадлежат люди, бьющие удар одной рукой без вложения тела. По их понятиям удар это траектория, по которой кулак движется к цели (рис.1). Масса руки не превышает нескольких килограмм, столько же весит и удар, поражающий эффект которого может, в лучшем случае, расквасить противнику нос.

Вторая категория - бойцы, умеющие вкладывать в удар вес тела. Это серьезнее. Такой удар при удачном попадании может послать противника на пол. Но если уж вкладывать, так вкладывать все, что есть в наличии. Движение руки должно быть поддержано плечом, разворот плеч подхлестывается вращением таза, который, в свою очередь, приводится в движение толчком ноги от пола. Часто говорят о последовательности: стопа - бедро - плечо - рука. Мне кажется более уместно говорить о сочетании импульсов от переноса центра тяжести, вращения таза, плечей и посыла руки в цель (рис.2). Если мы берем удар с дальней руки, то правая нога остается сзади, толкаясь от пола. Иногда толкаются всей стопой с фиксацией пятки на полу, но более эффективен толчок подушечкой стопы при отрывании пятки от пола, когда в движение включается голеностоп. Как говорил Брюс Ли: "Пятка задней ноги детонатор всей боевой мощи бойца".

Последняя третья и самая опасная категория бойцов это те, кто умеют бить в движении, то есть на шаге или на скольжении в сторону противника (рис.3). Естественно, что траектория руки и вложение тела являются неизменными условиями работы. Одним словом, плохой боец бьет рукой, хороший - рукой и телом, отличный - рукой, телом и ногами (в смысле передвижения).

Вкладывая в удар вес тела наряду с несомненными преимуществами, вы рискуете потерять равновесие, если противника перед вами не окажется (сделает уклон, шагнет назад или в сторону). Кто не рискует, тот не пьет.… Не теряет равновесие только тот, кто бьет легкий удар одной рукой без малейшего вложения, однако сильных провалов нужно избегать. Часто можно видеть, как неопытных бойцов при вложении в удар несколько "заносит". Кулак при этом после контакта с целью уходит либо вбок, либо вниз, давая противнику возможность контратаковать в момент провала. Для уменьшения данного эффекта используйте обратный импульс возникающий при вращении корпуса, то есть сначала корпус подает руку в удар, а затем вытягивает руку из удара назад к голове. Также для уменьшения провалов учитесь грамотно двигаться: если противник находится далеко, не тянитесь за ним, а сначала приблизьтесь на дистанцию удара и только потом атакуйте.

Прямой удар в боевом искусстве и рукопашной схватке

Плохо обсуждать чужие манеры работы, но так как почти все рукопашники где-нибудь когда-нибудь занимались каратэ или ушу, хочется сказать пару слов о некоторых неудачных стереотипах движения, привитых на основе динамики этих стилей. Тем более, такие ошибки (или недочеты, если сказать мягче) имеют обыкновение всплывать через много лет в самый неподходящий момент. Первый стереотип: бить решающий удар с шагом одноименной ноги вперед (ои-цуки). Устраивать серьезную полемику на тему ои-цуки не стоит. Но я ни разу не видел нокдауна от такого движения. Можно бить с передней руки подготовительный удар, добавляя после решающий удар с дальней руки, но сильное выпадение на переднюю ногу, характерное для ои-цуки, исключает подобное продолжение.

Второй стереотип: при ударе от задней ноги (гияку-цуки) вращать таз вперед плеча и не включать плечо в удар. Удар от вращения таза, при котором бедро опережает идущую в движение руку, хорошо смотрится на макиваре или в ката, но может дорого обойтись в схватке. Сигналить противнику о том, что вы собираетесь бить, не самый оптимальный вариант действий. Правда, многие каратисты уже отходят от классических канонов в пользу практичности и результативности.

Третий стереотип: жестко фиксировать руку после удара, не возвращая ее назад, и отдергивать вторую руку к поясу, застывая на манер статуи "в лучах заката". После удара руке нечего впереди делать. Она гораздо нужнее у собственной головы для защиты от возможного контрудара противника, как и вторая рука, которая от головы вообще не должна была отходить, но, наверное, уж больно красиво смотрится боец, замирающий в такой позе. Так что, стояли, стоят, и, к сожалению, а может для нас и к счастью, стоять будут. Возможно, с точки зрения энергетики и других "глобальных тенденций" эти позы имеют смысл, но принимать их в схватке с опытным, да и не очень, противником может только больной на голову человек.

Скорость и сила удара связаны, в некотором роде, обратной связью. Если вы бьете по схеме "рука - плечо - бедро - нога", то общее время движения больше, чем удар одной рукой, и, следовательно, скорость меньше. Самое быстрое - движение без вложения, однако, оно и самое слабое. Нередко можно видеть бойцов с мощными, но затянутыми, или с хлесткими, но слишком легкими ударами. Для каждого будет свое идеальное соотношение между массой тела, которую он может вложить в удар, и временем, которое он на это потратит. Нахождение оптимального баланса - дело времени, практики и опыта. Уклоны в одну или другую сторону можно наблюдать и в технике большинства стилей.

Например, вин-чунисты любят говорить про число ударов, которые они наносят в секунду. Они забывают, что цель тренировки не механическое количество за единицу времени, а результат в виде плавно или резко опускающегося на пол противника. Можно ударить несколько ударов в секунду, действуя от предплечья, и не включая корпус, но серьезная схватка не тот случай, когда количество легких ударов может перевесить качество одного нокаутирующего.

Прямой удар в боевом искусстве и рукопашной схваткеМетодик отработки прямого удара достаточно много. Мы в зале часто используем работу по двигающейся лапе. Сначала учитесь бить не просто перед собой, а выше или ниже, правее или левее привычного. Корректируя удар "выше-ниже", достаточно изменить высоту движения бьющей руки, корректируя "вправо-влево", необходимо научиться бить удар с разворотом ног и корпуса в сторону цели так, чтобы траектория удара всегда шла вперед (рис.5). Удар вбок не позволит правильно вложиться и, в результате, общий эффект приема будет низким (рис.5'). Умение бить удар с разворотом в сторону цели особенно пригодится в схватке с двумя и больше противниками, которые могут оказаться как справа, так и слева от бойца. Если вы работаете с одним противником, он практически всегда перед вами, групповая схватка таких условностей не знает.

Далее надо освоить ситуацию, когда цель ближе или дальше по отношению к идеальной дистанции удара. Хороший удар требует ювелирного чувства дистанции. Будет противник чуть дальше, и удар повиснет в воздухе, чуть ближе, и не наберет поражающего эффекта, превратившись в толчок. Затем нужно научиться проводить прием с шагом или скольжением вперед (рис.3) и на шаге назад (рис.6). Приличным уровнем владения техникой можно считать умение посадить идущего на вас противника на встречный удар, и догнать отступающего не просто "эй, ты, там, стой, кому говорю!", а ударом же.

Прямой удар в боевом искусстве и рукопашной схватке

Кроме основного удара в подбородок хорошо бы уметь делать еще два варианта прямого удара: в солнечное сплетение и по лежащему противнику. При ударе в солнечное сплетение нужно приседать так, чтобы плечо и кулак находились на одном уровне (рис.7). Удары сверху вниз часто соскальзывают по мышечному корсету, не принося сколько-нибудь заметного вреда. Очень интересен удар по упавшему противнику. Хорошие броски приходится видеть часто, а вот грамотное добивание чрезвычайно редко. Надо уметь вложить в удар вес всего корпуса на падении вниз (рис.8). Попробуйте как-нибудь жестко впечатать кулак в пол. Только очень аккуратно, так как при малейшем люфте в запястье вы рискуете травмировать руку. Любая макивара или лапа от удара немного сдвигается назад, пол же остается на месте, если, конечно, вы не прошили перекрытие насквозь.

Говоря о нокаутирующем ударе нельзя не упомянуть про подготовку ударных поверхностей. Разбить руки при хорошем ударе в голову легче легкого. В технике бокса, при всем моем уважении к данному стилю, проблема решается с помощью бинтов и перчаток, что не оправдывает себя в реальной ситуации. Противник не станет ждать, пока вы бинтуете руки, да и таскать перчатки с собой как-то неудобно. Поэтому стоит заняться укреплением рук заранее. Я, в свое время, укреплял кулак, нарабатывая удар по жесткой поверхности, точнее просто по стенке. Эта работа требует хорошей концентрации внимания и четкого дозирования силы вложения. Стоит на секунду отвлечься, и травма обеспечена. Зато наработка приучает филигранно пользоваться ударной поверхностью кулака по отношению к цели. Ни о каких перекосах в кисти при ударе или о неравномерном распределении нагрузки между костяшками после этого говорить не приходится.

Прямой удар в боевом искусстве и рукопашной схваткеКроме того, в прямом ударе можно использовать вместо кулака ладонь. Про удар ладонью часто говорят, но мало делают. В нашей школе старшие пояса применяют технику ладони чаще, и не менее успешно, чем общепринятую технику кулака. Виды ладони заслуживают отдельной статьи, но общий эффект от ладони состоит в том, что ударная волна не рассеивается, как от кулака, а концентрируется (рис.9). Как говорили некоторые ученики, пропустив жесткий удар ладонью, они до нескольких дней мучались головной болью. Правда, удар ладонью короче удара кулаком, но смотря на какой дистанции вы работаете. Если атакуете с дальней, это действительно минус и серьезный. Если приходится атаковать на средней дистанции, то укорачивание ударной конечности может быть очень кстати. Кроме этого, не все в состоянии бить кулаком. Однажды случай привел ко мне парня, который сломал при ударе кости кисти, и после этого обходил школу за школой, пытаясь найти возможность работать, избегая травмированных мест. Идти же на беззубый стиль ему не хотелось. Я поставил ему грамотный удар ладонью, и никогда не забуду его глаз, когда он прибежал ко мне после драки на работе, в которой от его удара ладонью противника унесло на метр с лишним.

Основные требования к нокаутирующему удару мы разобрали. Однако, по известной истине "один в поле не воин". Обладать единственным приемом мало, нужно еще уметь провести его в схватке в связке с другими ударами. Нокаутирующий удар - товар эксклюзивный и нуждается в соответствующем оформлении и подготовке. Динамически удар с правой руки лучше готовить ударами с левой руки в голову или левой ноги в корпус противника. При этом научитесь выдерживать ритм связки и грамотно распределять силу между ударами. Часто в первый удар вкладываются так, что на второй уже не остается сил. Правильную связку можно сравнить со словом из нескольких слогов, ударение в котором падает на последний. Делая связку, произнесите, к примеру, слово "молоко" или более сложное "катамаран", делая на каждый слог по удару. Авось, противник примет их за секретную боевую мантру и войдет в ступор. Для "сглаживания" проводите всю связку на одном выдохе, с акцентом на последнем слоге-ударе. Логика простая: сколько раз дышите, столько раз и двигаетесь. Если вы сделали два цикла вдох - выдох, то и движений тоже будет два. При одном выдохе движения как бы сливаются, стремясь стать условно одним.

Но не всегда прямой удар с дальней руки завершает связку. Иногда он служит подготовительной базой для мощного удара с дальней ноги в бедро, корпус или голову противника. Введите в эти варианты связок удары на движении вперед и назад, и скучать на тренировках от однообразных движений вам долго не придется.

Прямой удар в боевом искусстве и рукопашной схваткеКроме атакующей манеры, прямой удар бьется в ответном и встречном вариантах. Ответные удары делаются после уклона (рис.10) или отклона (рис.11) от удара противника. Для бойца с длинными конечностями больше подходит работа после отклона, а бойцу с короткими руками лучше сосредоточиться на уклонах, которые позволят ему приблизиться к противнику на дистанцию удара. Не забывайте, что уметь уходить и контратаковать нужно не только от ударов руками, но и от ударов ногами.

Прямой удар в боевом искусстве и рукопашной схваткеСледующий после ответных ударов шаг - встречные удары в голову или в корпус противника (рис.12). Вовремя выполненный встречный удар это один из самых эффективных приемов боевого искусства. От практики встречных ударов пошла боксерская истина: "кто бьет, тот и падает", и именно на идее встречного удара был основан Джит-кун-до (Путь опережающего кулака) Брюса Ли. Правда, после Брюса его технику повторить никто не смог. Для того чтобы ставить такие приемы во главу угла, нужно обладать такими же феноменальными взрывными качествами, какими обладал Маленький Дракон, либо очень большим опытом практической работы.

В общем же плане поражает то, что при огромном количестве ударных стилей каратэ, ушу, тхеквондо и так далее грамотная постановка удара встречается лишь в отдельных случаях. Что толку в филигранной технике, многочисленных финтах и связках, если они не заканчиваются одним-единственным решающим ударом? Финтанули вы раз, другой, третий. Затем слегка съездили противнику по физиономии. Дальше что? Ждать когда судья вмешается? А если его нет? Какой смысл знать десятки способов выкручивания руки, если плохо себе представляешь, что такое прямой удар другой, свободной от захвата, рукой? Впрочем, задавать такие вопросы бесполезно. Пусть ответы на них останутся на совести тех, кто такие техники преподает. Один раз я был свидетелем того, как боксер со стажем, побывав на соревнованиях по ушу, возмущался: "Ну, как же так можно! Они же никто нормального удара в глаза не видели!" Что можно было ему ответить? Только то, что он прав.

Вот, пожалуй, и все о прямом ударе. Много это или нет? Если все это нужно не просто знать, а отработать до автоматизма, довести до уровня подсознания, не мало. В этом мире ничего даром не дается. Сколько вложите, столько и получите. Станет ли после этого прямой удар вашей коронкой в бою? Это уже дело вкуса, но, в любом случае, если вы используете в схватке прямой удар, нужно бить его так, чтобы не было мучительно стыдно за годы, проведенные в спортзале.

Итак, краткое резюме:

  • Цель прямого удара - нокдаун.
  • В ударе должны быть точность, скорость, сила, плюс наработка.
  • Порядок вложения в удар: рука - плечо - бедро - стопа.
  • Плохой боец бьет рукой, хороший - рукой и телом, отличный - рукой, телом и ногами.
  • В удар нужно вкладываться, но не проваливаться.
  • Не замахивайтесь перед ударом, бейте по кратчайшей линии.
  • Скорость удара зависит от правильного расслабления и дыхания.
  • Найдите оптимальный для себя баланс между силой и скоростью.
  • Цель прямого удара - подбородок или солнечное сплетение противника.
  • В момент удара прикрывайте второй рукой лицо.
  • Научитесь ставить в ударе точку и по кратчайшей траектории возвращать руку обратно.
  • Тщательно готовьте ударные поверхности.
  • Умейте бить удар с места, на движении вперед и на отходе назад.
  • Разработайте и отточите атакующие связки с завершающим прямым ударом.
  • Используйте прямой удар в ответном и встречном вариантах.
прямой удар в рукопашном бою

Статья поставлена в интернет 18.02.03 и опубликована в журнале "Боевое Искусство Планеты" №3 2005.

 

     
 
Rambler's Top100
copyright © 2009 created by sagitt