Д. Ю. Медведев 
Русские и поляки.
Поляки не любят русских, русские не любят поляков. Между данными народа налицо взаимная и устойчивая антипатия. Исторических претензий друг к другу оба народа накопили достаточно много. Разобраться в том, кто прав, а кто виноват в этих сварах не легче, чем разобраться в том, кто первый начал ссору на общей кухне в общежитии. Хочется все-таки найти первоисточник этой исторической антипатии.
Славянских народов в Европе много – болгары и сербы, чехи и словаки, хорваты и словенцы, белорусы и украинцы, русские и поляки. Большинство из них ни на какую особую роль в мировой истории не претендуют. Например, освоили болгары угол Балканского полуострова, чем вполне довольны последние 600 лет. Изредка пытались построить «Великую Болгарию», прихватив сотню-другую квадратных километров от сербов или греков, для чего вступили в союз с Германией в двух мировых войнах. Проиграли войны вместе с ней и успокоились. Из всего ряда славянских народов выделяются два – русские и поляки. Оба этих народа я бы назвал имперскими. Имперский народ это не столько народ, который основывает империю, сколько народ, который сформировал такой взгляд на мир, такое мировоззрение, которое становится привлекательным для окружающих и может служить моделью их развития. Имперские народы способны разными способами (иногда и не мирными) импортировать свои взгляды в окружающий мир и, при удачном стечении ряда других обстоятельств, основать государство или империю. Можно не любить англичан, но их идеи демократии и либерализма это мировой тренд, на определенном этапе истории воплощенные в создании Британской империи. Естественно, что английская демократия и либерализм XIX века это не совсем то, что мы понимаем под ними в настоящее время, но, их «предложили» (а где-то и навязали) миру (а мир их принял) именно англичане.
Поляки в раннем Средневековье сформировали очень привлекательное мировоззрение, которое упрощенно можно свести к трем пунктам:
- католическая вера. Поляки до сих пор считают себя оплотом католицизма, остановившим как распространение протестантизма на восток, так и православия на запад.
- польская вольность. Как сказал один поляк – "У русских бунт против государства это преступление, у поляков бунт против государства это доблесть". Вольность и свободу поляки всегда ставили выше любых общественных институтов, в том числе и государственных.
- личная храбрость и доблесть. Это нравственный идеал польской шляхты и идеал вполне действенный, который поляки не раз демонстрировали на полях сражений, начиная от крылатых гусар Речи Посполитой и кончая Второй Мировой Войной. «Мне бы саблю, да коня, да на линию огня» одним словом.
Именно эти идеалы веры, вольности и доблести дали полякам, как народу, блестящий старт. Притягательность этих идеалов, а так же основанной на них культуры, была высока. Украинская и белорусская знать (шляхта) охотно перенимала и принимала польскую культуру и мировоззрение, что привело к добровольной унии (редкое явление в мировой истории) между Польским Королевством и Великим Княжеством Литовским, положившей начало Речи Посполитой. Это победоносное распространение польской культуры и польской государственности на восток и на юго-восток вплоть до черноморских степей было остановлено только равным по значимости и силе другим славянским мировоззрением – русским. На все польские вызовы русские нашли свой ответ. Образно говоря, нашла польская коса на русский камень.
- польскому католицизму и идее бастиона папского престола на краю Европы русские противопоставили православие и идею Третьего Рима.
- польской вольности и свободе – русскую государственность и идеал служения. «Да возвеличится Россия, да сгинут наши имена» - как писал поэт.
- личной храбрости и доблести – коллективное мужество. Русский стрелец, скорее всего, не мог потягаться один на один с крылатым гусаром, но «если мы, люди русские, православные, встанем здесь плечом к плечу, о нас кто угодно зубы сломает!»
И эти же польские идеалы привели к одному из самых серьезных геополитических крахов в истории, когда Речь Посполитая, бывшая еще сто лет назад гегемоном Восточной Европы, был разделена между Прусской, Австрийской и Российской империями. Но польские идеалы и польская культура оказались настолько устойчивыми и жизнеспособными, что пережили и неоднократную потерю государственности, и онемечивание с запада и обрусение с востока. Особенно силен был натиск на поляков именно со стороны Российской империи, обладавшей уникальным в мировом масштабе опытом ассимиляции (не путать с геноцидом) окружающих народов. Проще говоря, сначала русское государство завоевывало территорию с населением, и, спустя 100 – 150 лет, потомки завоеванных уже крестились в православие, говорили по-русски и считали себя русскими. Список таких обрусевших народов очень велик, начиная от почти забытых сейчас мери и муромы и заканчивая белорусами и значительной частью украинцев. С поляками это не прокатило. Поляки сопротивлялись обрусению яростно и стойко, от необразованных крестьян до польской шляхты и интеллигенции. В 1917 году поляки один из немногих народов, которые в считанные месяцы смогли объединиться и, встав выше внутренних социальных и других разногласий, за год – другой создать с нуля боеспособную армию. Армию, способную на Висле остановить победоносное движение Красной Армии, несшей в Европу уже другую, не менее мощную идеологию коммунизма и социальной справедливости.
Статьи по военной истории
Статья поставлена на сайт 19.2.20