light Главная light Почта light Карта сайта light Тел. 8-495-395-60-36 Тел. 8-916-228-33-18
slogan
name
     
Выпадающее меню Javascript DHTML . Издатель dhtml-menu-builder.com

Д. Ю. Медведев-Барьяхтар

Провиант -вооружение - организация.

Часть V.

Осталось самое интересное. Сравнить военный потенциал ОХОТНИКА, ВОИНА и СОЛДАТА. Сразу оставим в стороне страшилки про огромные орды дикарей и варваров, регулярно сметающих робкие ростки цивилизации с лица Земли, и попробуем оценить их беспристрастно. Будем также помнить, что война это не парный поединок, где все сводится к умению владеть конкретным оружием и не сражение на экране компьютера, где «герой» всегда сыт, не мерзнет, не устает, не стирает ноги на марше и вообще не испытывает никаких эмоций. Военный потенциал складывается из многих составляющих, в том числе из провианта, вооружения и организации.

ПРОВИАНТ.

Банальная истина. Во все времена человеку нужно есть, а взрослому мужчине, желательно, сытно и три раза в день. Война занятие очень увлекательное, требующее известной концентрации и человек, который воюет, не может одновременно добывать себе пропитание. Добыча и грабеж провианта у противника доход не надежный и не регулярный, а «есть хочется всегда». Не покормите мужика день – другой – третий и он будет не способен воевать (особенно холодным оружием). Значит, человек, идущий на войну, должен быть обеспечен едой заранее. Именно запас провизии в первую очередь, определяет время, которое войско способно вести боевые действия. Умение, моральный дух и прочие субъективные факторы здесь вторичны. Это не выглядит важным, если вы надеетесь на блицкриг, но если противник не идиот, то война может затянуться и тогда ее однозначно выигрывает тот, кто может более долгое время вести военные действия.

Дикарь кормится тем, что дает ему природа, при том «дары природы», типа мяса, как говорилось выше, очень трудно хранить. Длительность военных действий дикаря ограничена количеством добытой на последней охоте дичи. Как только добытая дичь съедена, дикарь вынужден идти снова на охоту, чтобы прокормить себя и свою семью. Понятно, что какое-то время женщины и дети могут протянуть на ягодах и грибах, но недолго. Получается, что время для военной акции охотника… неделя - другая.

При варварстве собранный урожай, если погрузить его на телегу или ладью, может кормить варвара более длительный период, а, перегоняя с собой скот, кочевник обеспечивает себя свежим мясом, на добывание которого не надо тратить столько времени, как на охоту. Поэтому, после удачного урожая, славяне идут в набег на Византию, викинги плывут разорять побережье Англии, а хунну грабят китайских крестьян. Но, как только собранный урожай заканчивается, а скот от постоянного движения и смены корма начинает терять в весе – все. Варвар вынужден возвращаться к обычной работе в поле, а кочевник пасти скот на нормальных пастбищах, поскольку других источников дохода, кроме своего труда, у них нет. Следовательно, длительность военных действий варварских народов ограничивается несколькими месяцами. Иногда, когда урожай был очень хороший – год, другой. Задержался в набеге дольше положенного, увлекся грабежом, не засеял вовремя поле, и ситуация та же, что у дикаря – голод.

И только цивилизация создает условия, когда солдат может воевать годами, так как, пока он воюет, его кормят работающие в поле крестьяне, а одевают, обувают и вооружают ремесленники. Естественно, должны быть предусмотрены способы доставки продовольствия и снаряжения в действующую армию, налажена логистика и так далее. И именно обеспечение продовольствием и снаряжением самый уязвимый момент в действиях любой армии от римских легионов до Второй мировой войны.

ВООРУЖЕНИЕ.

Можно быть очень умелым воином, но если у вас в руках деревянная дубина, а у противника стальной топор, то ваши шансы выжить в схватке не велики. Можно долго и тщательно обучать воинов владеть холодным оружием, как делали китайцы перед боксерским восстанием, но если противник вооружен винтовками и пулеметами, то их навыки на поле боя, скорее всего, им не пригодятся. Вооружение, во все времена, очень серьезный фактор, который сказывается на ведении боевых действий.

Дикость не знает специального оружия для войны. Дикарь воюет тем, чем охотится, то есть лук, копье, дубина или нож для ближнего боя. При всей культурной разнице этот набор оставался практически неизменным у самых разных народов, начиная от полинезийцев и кончая эскимосами. Кстати, интересно, что стандартный для практически любого варварского народа щит очень редко встречается у дикарей. Причина проста – щит бесполезен на охоте.

У варваров появляется оружие для войны, но, поскольку содержать ремесленников (исключая, разве что, кузнецов – первых ремесленников в истории) варварское общество не может, большую часть оружия варвары делают себе сами, на коленке. К традиционному луку, копью и ножу добавляются столь же традиционные топор и щит. У варварской знати, как признак статуса – меч (один реконструктор очень метко сравнил наличие меча в древности с современным бентли). Защитные доспехи и металлические шлемы у варваров, равно как и щит у дикаря, это редкость (иногда, как трофеи) и совсем не потому, что дикарь и варвар не понимают пользы защитного вооружения. Стоимость железа и изготовление защитного доспеха, типа кольчуги, у варварских народов зашкаливает. Впрочем, в истории были и пикты, сражавшиеся вообще обнаженными, что, конечно, очень страшно, но совсем не увеличивало срок их выживания на поле боя.

И уже цивилизация изобретает и налаживает производство огромного количества комплектов защитного и наступательного вооружения, которыми мы восхищаемся в музеях и на картинках в интернете, начиная от греческих гоплитов и заканчивая доспехами средневековых рыцарей. Их вариативность зависит от уровня производства данной цивилизации, доступного сырья, климата, культурных особенностей и прочих факторов. При всей разнице они опять-таки повторяют друг друга – защитить жизненно важные центры человека и как можно эффективнее добраться до аналогичных у противника.

ОБУЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ.

Человека мало вооружить, его надо научить этим оружием пользоваться. Если мне дать в руки меч или шпагу, я при своем 30 летном опыте в рукопашной схватке, много ими не навоюю. Обучение владению оружием процесс долгий, так как пользоваться этими навыками человеку предстоит в состоянии стресса, конкретно, в ситуации угрозы его жизни. Парой уроков фехтования здесь не обойтись, нужен долгий процесс усваивания навыков и доведения их до автоматического уровня.

Дикарь, не мудрствуя лукаво, просто использует имеющиеся у него навыки охотника, то есть, как охотится на зверя, так охотится и на человека. При этом его навыки жестко ограничены теми, благодаря которым он живет. Так лесные народы плохие лучники по сравнению с теми, кто живет в степи, просто потому, что в лесу редко встречается цель дальше 50 – 100 метров. При этом дикарь хорошо знает и ориентируется на местности и умеет к ней приспосабливаться. Организация дикарей тоже проста – охотничья партия во главе с вождем просто отправляется на охоту на ближайших соседей. Поэтому, пока война не выходит за рамки мелких стычек в рамках привычного ландшафта (по сути, охота на двуногих зверей), дикари могут действовать вполне адекватно обстановке, но и только.

У варварских народов, наряду с оружием для войны, появляется первая военная подготовка. Проблема в том, что на любую подготовку нужно время, а варвар ограничен тем временем, которое остается у него после добывания средств пропитания. Так зимой славяне ходили стенкой на стенку, отрабатывая бой плотным строем, но, как только приходит весна, все – посевная и любая подготовка заканчивается. Если охарактеризовать подготовку к войне варварских народов, то это иррегуляры или… милиция, что во всех языках, кроме русского, означает ополчение. Общая черта любого ополчения – фрагментарность и нерегулярность подготовки, пробелы которой восполняются потом прямо на поле боя. Руководят на поле боя варварами, как известно, военные вожди, но «руководят» только номинально. Ни средств, ни возможностей, чтобы отдавать приказы, которые бы выполнили массы людей на поле боя, у них просто нет. Как правило, все сводится к личному примеру, когда вождь идет в бой первым, увлекая за собой своих соплеменников. Поэтому варварский вождь может не быть самым умным, но быть самым храбрым, отважным и «крутым» ему надо обязательно.

Заниматься серьезно подготовкой войска может только цивилизованное государство и не только потому, что солдат имеет на это время, сыт, одет и обут за счет государства и может не думать о том, что завтра есть ему и его семье. Организация подготовки войск это процесс и для него нужны еще две составляющие, которых нет ни у дикарей, ни у варваров. Это… письменность и офицеры.

Именно умение писать может стать весомым фактором военных действий. До цивилизации передача опыта идет путем устного сказания. Что-то вроде песни скальда: «И поплыл доблестный конунг Рагнар Лотброк (Владимир) с дружиной на юг, в земли франков (византийцев), и взял на щит богатый город Париж (Корсунь), и захватил много добычи…», что, конечно, очень ценно для возбуждения алчности других грабителей, но практически бесполезно с точки зрения военного опыта. Поэтому следующий конунг начинает готовиться и обучать своих воинов с условного нуля. При цивилизации военная подготовка предусматривает предварительную отработку действий солдата, офицера и войска в целом, которая потом проверяется на поле боя. В чем-то эта модель себя оправдывает, а в чем-то оказывается ложной. Значит, надо вносить коррективы в подготовку и снова проверять. В сумме это процесс работы с информацией, а именно письменность при цивилизации делает возможным накопление, хранение и обработку полученного опыта, начиная с многочисленных трактатов римских военных историков и кончая знаменитой китайской книгой Сун-Цзы.

Второй фактор это офицеры, то есть люди, которые профессионально занимаются подготовкой солдат и руководят ими на поле боя. Офицер это человек, способный довести приказ от полководца до подчиненных ему солдат в сражении, и на его подготовку требуется гораздо больше времени, чем на подготовку солдата. Как правило, офицеры (бояре, рыцари, самураи) в большинстве цивилизаций до настоящего времени это каста, где накопление опыта идет поколениями. А полководцы при цивилизации перестают бегать впереди войска, как это делают варварские вожди, вовсе не потому, что трусят, а потому, что должны руководить войсками на поле боя и от их своевременного решения зависит исход сражения.

Продолжение "Момент истины"

Статьи по военной истории

Статья поставлена на сайт 2.11.17

 

     
 
Rambler's Top100
copyright © 2009 created by sagitt