Д. Ю. Медведев-Барьяхтар 
Момент истины.
Часть VI.
Все началось с того, что мы задались целью навести порядок среди "Самых крутых воинов всех времен и народов"
Далее мы охарактеризовали, в каком мире жили
ДИКИЙ ОХОТНИК, ВОИН-ВАРВАР, СОЛДАТ ЦИВИЛИЗАЦИИ. А также сравнили у вышеназванных.
ПРОВИАНТ – ВООРУЖЕНИЕ – ОБУЧЕНИЕ
Подводим итог. С одной стороны у нас партия раскрашенных под хохлому первобытных охотников, вооруженных луками и копьями с копченым мясом в сумках на поясе. С другой стороны – варварская орда со стальными топорами и щитами, бородатым вождем на колеснице впереди и зерном на телегах в тылу. С третьей стороны... закованный в доспехи, подготовленный и обученный римский легион (до 200 способов перестроения) с грамотным полководцем, разведкой, налаженной системой управления и обеспечения, ну, или глубокое построение ханьцев, когда щитоносцы и копьеносцы прикрывают арбалетчиков с расстояния 100 метров пробивающих человека со щитом насквозь и способных выпустить за 15 секунд до 10 стрел каждый, а руководит всем этим полководец, знающий наизусть трактат Сун-цзы, который мы читаем и находим для себя что-то новое до сих пор. Про пушки и пулеметы нового времени можно не упоминать.
Случалось, что дикари вырезали поселения земледельцев, как скальпировали английских переселенцев ирокезы в Новом Свете, но, как правило, более многочисленные и лучше организованные и вооруженные земледельцы вытесняли племена охотников и собирателей с их земель. Как метко заметил один западный историк «50 полуголодных земледельцев всегда победят одного очень крутого охотника». Так китайские рисоводы растворили аборигенов Восточной Азии вплоть до Южно-Китайского моря, оседлые японцы вытеснили охотников айнов с островов, скотоводы банту загнали пигмеев в самое сердце экваториального леса, ну а миролюбивые славянские землепашцы вытеснили с той земли, где мы сейчас живем, финских охотников и рыболовов (а вы думали, что река Москва, давшая название одноименному городу, это славянский термин?).
По такой же логике строилось большинство столкновений варваров и цивилизации. Германцы могли громить римские легионы в Тевтобургском лесу, но через год римляне снова стояли на Рейне и, если не стали его форсировать, то только потому, что с точки зрения римлян в северных лесах не было ни подходящей для обработки земли, ни населения для обложения налогами. А зачем цивилизованному государству воевать за территорию, если там нет ресурсов? Хунну могли нанести несколько поражений китайцам и ограбить территории севернее Хуанхэ, но когда Ханьская империя взялись за дело всерьез, то «ужасные» кочевники бежали от упоминавшихся выше ханьских арбалетчиков до самой Европы. Печенеги и половцы грабили Киевские земли, захватывая в полон не успевших спрятаться за стены городов крестьян, но, когда на место действия прибывал князь с профессиональной дружиной, кочевники драпали в степь, теряя полон и награбленное добро, а вот спрятать в степи кибитки и семьи от княжеских дружинников было уже негде.
Бывало, что в момент цивилизационного кризиса (ничто не вечно под луной), вторгающиеся орды варваров разваливали прогнившее государственное здание, как развалили германцы Западную Римскую империю или монголы цзиньскую империю. Все бывало в истории, но гораздо чаще повторялся следующий сюжет:
Где-то на границах великой и обширной империи, в неизвестном никому до этого племени приходит к власти молодой амбициозный вождь. Благодаря уму, воле и жестокости он подчиняет окружающие племена, а поскольку дальше грабить таких же нищих соседей не большой резон, он начинает беспокоить приграничные области империи, разоряя беззащитных крестьян. В приграничных областях паника, крестьяне бегут в леса, сборщики налогов возвращаются с пустыми руками. В столице замечают, что поток денег от провинции уменьшился, но не очень беспокоятся, поскольку провинций в империи много, как и проблем – в одной засуха, в другой рабы бунтуют, в третьей – в очередной раз варвары объявились. Но, поскольку надо восстанавливать порядок и статус-кво, посылают легионы для очередной «полицейской акции». Поскольку акция полицейская (с кем воевать-то?) во главе ставят опытного в интригах, но совершенно безграмотного в военном деле царедворца. Он благополучно загоняет легионы в ловушку, подготовленную его талантливым противником. Легионы разбиты, варвары снимают доспехи с убитых легионеров, голову незадачливого царедворца насаживают на пику. В столице хватаются за голову (пока еще, за свою). Снаряжают и обучают новую армию. Благо, что ресурсов, что материальных, что людских у империи всегда на порядок больше, чем у любого варварского племени. В главе новой армии ставят даже не талантливого, а просто грамотного офицера. Тот начинает войну так, как его учили. Добросовестно анализирует информацию о предыдущем поражении и новые разведданные. Вешает парочку интендантов, после чего солдаты начинают получать нормальный паек и налаживает линии снабжения. Ставит под контроль узловые точки, типа перевалов и переправ. Обкатывает слаженность войск и поднимает моральный дух солдат в мелких пограничных стычках и через год-другой – все. Alles! Варвары разбиты, пленные развешаны на крестах, а бывший варварский военный гений в лучшем случае пал в битве, а в худшем тащится в кандалах за колесницей победителя.
И вот здесь самое интересное. Первая битва, где потерпела поражение цивилизованная армия, это сенсация. Германцы! В Тевтобургском лесу!! Разбили три римских легиона!!! Зулусы! В Южной Африке!! Уничтожили английскую пехотную колонну!!! Индейцы! при Литтл-Бигхорне!! Истребили полк американских кавалеристов!!! О таких событиях упоминают летописцы, авторы пишут книги, режиссеры снимают фильмы, а вторая битва, где дикари или варвары были разбиты, это так… серые будни истории)))).
И... спасибо всем, кто разделяет со мной интерес к истории.
Начало "Охотник - воин - солдат"
Статьи по военной истории
Статья поставлена на сайт 2.11.17