Обеспечение собственной безопасности.
Чем человек отличается от животного, кроме прямохождения,
которое в природе не такая уж и редкость? Главное отличие
- мышление, то есть человек способен познавать связи и отношения
между предметами и явлениями окружающего мира, строить логические
цепочки от причины к следствию. На основе мышления развились
память и воображение. У животного они тоже есть. Заяц, улепетывающий
от волка, скорее всего, прекрасно представляет, что с ним
произойдет, если он будет бежать недостаточно быстро. Однако,
убежав, он не удосуживается выявить связь между скоростью
бега и своей безопасностью, и вместо того, чтобы потренироваться
заранее в таком необходимом деле, спокойно отправляется щипать травку. У
человека все идет несколько иначе. Убежав от очередного леопарда,
наш предок не отправлялся прямиком к ближайшей банановой пальме
(впрочем, кто-то и отправился, но он, скорее всего, нашим
предком так и не стал). Память услужливо подсовывала ему картинки
тех собратьев, которые были недостаточно шустры, логика говорила,
что если он будет таким же, то закончит подобным образом,
а воображение в красках рисовало возможный конец в лапах хищника
(куда там современным триллерам)! Дальнейшие размышления на
данную тему подсказывали, что даже очень быстрый бег далеко
не гарантия безопасности (олень быстрее зайца бегает, а его
тоже едят), и когтям и зубам хищника нужно противопоставить
что-то покрепче собственных ногтей. В результате, был изобретен
каменный топор.
При всей упрощенности данной картины здесь есть четкая закономерность.
Человеку свойственно, опираясь на прошлый опыт с помощью мышления
строить воображением модель будущего. Естественно, что прогнозирование
будущего сводится к трем вариантам: позитивному (с таким топором
мне ни один леопард не страшен), негативному (съедят, все
равно съедят) и неопределенному (я быстро бегаю, а он нападает
из засады, но у меня топор, а у него зубы и когти). Увы, ничего
не дается даром. И схватилась первая жертва стресса за разболевшуюся
от неопределенности голову. И позавидовала ускользнувшему
от волка зайцу, мирно щипавшему траву на полянке. Его (зайца)
завтрашний день не беспокоит. Сбежал сегодня, и весь в шоколаде.
С этой точки зрения можно рассматривать всю эволюцию человека
как попытку, отталкиваясь от голодного, беспокойного и несчастливого
«вчера», обеспечить себе безопасное, сытое и спокойное «завтра»
путем работы «сегодня». Позитивный в целом подход, породивший,
ни много ни мало, всю нашу цивилизацию. Однако жизнь сыграла
с родом людским злую шутку. Завтра на то и завтра, что иметь
в себе элемент неопределенности, на которую наталкиваются
любые попытки предвидеть, предусмотреть, продумать загодя.
Так, устав беспокоиться за наличие в саваннах постоянно сбегающей
куда-то дичи, другой наш предок начал сеять зерно в землю.
По крайней мере, поле никуда не сбежит – так, возможно, рассуждал
он. Но, вместо уверенности в завтрашнем дне и желанной безопасности, человек получил
новую «головную боль» - погода и регулярные неурожаи со всеми
вытекающими последствиями. Парадокс, но прогресс цивилизации
не принес человеку ощущения безопасности завтрашнего дня,
хотя, если такое ощущение возникнет, оно может означать конец
нашего развития. Классическая формула: стремиться надо, достигнуть
невозможно.
Безопасность для человека понятие неоднозначное, как неоднозначен
сам человек. Психологический словарь определяет человека как
«биопсихосоциальное существо». Разберем это неудобоваримое
определение на составляющие его понятия: «био», «психо», «социальное»,
«существо». Из них «био» «социальное», «существо» требуют
объективных средств обеспечения безопасности, «психо» относится
к субъективному восприятию человеком этих средств. Это согласуется
со следующими видами рисков выделяемыми в рискологии: экономическим,
социальным и индивидуальным (объективные риски). Поскольку
человек существо субъективное, он воспринимает данные риски
через призму собственного опыта, то есть субъективно.
Объективные средства безопасности.
Экономический риск.
"Био" - от греческого Bios - жизнь. Означает, что человек
живой, а как каждому живому существу ему нужны средства для
поддержания жизнедеятельности, а также условия для продления
своего рода. То есть человек переживает за обеспечение средствами
выживания (еда, одежда, жилье) себя и своего потомства. Недостаток
или вероятность отсутствия средств выживания можно охарактеризовать
как "экономический риск". Как правило, экономический
риск возможен на трех уровнях, которые большинство людей проходят
поэтапно с возрастом.
В начале жизненного пути, как правило, человек озабочен наличием
необходимого для выживания минимума средств. Так студент подсчитывает,
хватит ли стипендии на питание в институтской столовой, комната
в общежитии бесплатна, а после разгрузки вагонов можно будет
купить пальто на зиму. В малообеспеченных странах, подчас,
достижение этого уровня остается пределом мечтаний для человека
на протяжении всей его жизни.
С годами задача усложняется. Требуется обеспечить средствами
выживания не только себя, но и семью. Приходится соотносить
размеры зарплаты с ценой молока для ребенка, запросами жены
и оплатой квартиры. По факту это основной уровень для большинства
населения нашей страны на данный момент.
Возможен третий вариант, когда требуется поддержание уровня
жизни, соответствующего определенным стандартам. Так бизнесмен
переживает за доход фирмы, который, если конъюнктура рынка
сложится неблагоприятно, не позволит ему купить новую машину
и дорогой подарок любовнице. На данном уровне находится большинство
населения развитых стран Европы и Америки.
С первого взгляда кажется, что все три уровня напрямую зависят
от количества зарабатываемых денег, что в свою очередь определяется
специальностью, профессиональным уровнем и работоспособностью
конкретного человека. Однако, если присмотреться внимательнее,
то окажется, что не меньшее значение имеет умение соотносить
свои заработки и величину собственных запросов. Студент, получивший
долгожданное зимнее пальто спит спокойнее предпринимателя,
купившего новый Мерседес из-за того, что денег на вертолет
не хватило. На уменьшение экономического риска «работает»
вся современная система образования, начиная со школы и кончая
высшими учебными заведениями. Выше образовательный уровень
– больше вероятность получить высокооплачиваемую перспективную
работу.
Также уровень безопасности зависит от состояния общества
в конкретный момент времени. В моменты стабильности общества
безопасность повышается, так как она повысилась в застойный
период времени в Советском Союзе. В моменты резких потрясений
общества и государства – понижается, как понизилась она в
годы перестройки.
Социальный риск.
"Социальное" - от латинского socialis - общественный. Человек,
с момента появления на этой планете и до настоящего времени
живет и формируется в обществе. Для человека естественно чувствовать
себя частью семьи, коллектива, народа. Даже уходя в скит монах
остается монахом, то есть ощущает себя членом определенной
социальной группы со всеми вытекающими последствиями. Неопределенность
социальной роли или возможность ее потери в будущем можно
назвать "социальным риском". Аналогично здесь мы
рассмотрим три варианта риска.
В первую очередь это образование пары с противоположным по
полу партнером. В юности это поиск девушки или парня под общим
лозунгом: хочу любить и быть любимым. Затем – партнера с которым
можно строить долговременные отношения. Как сетуют те, кто
не нашел подходящую кандидатуру: «есть с кем засыпать, не
с кем просыпаться». В более зрелые годы, когда партнер найден
и пара сформирована, человек беспокоится за стабильность и
сохранность отношений: «они жили долго и счастливо и умерли
в один день». Иногда кажется, что сам институт брака с его
бюрократическими процедурами был создан именно для того, чтобы
уменьшить ощущение риска от возможности потери партнера.
Кроме семьи человеку нужно чувствовать себя членом определенной
группы или коллектива. Это может быть профессионально ориентированная
группа (мы – врачи, учителя и так далее), общество по интересам
(мы – байкеры, металлисты), социальный слой (мы – аристократы,
бизнесмены, люмпены). Как правило, членство в такой группе
связано с определенными требованиями, предъявляемыми к членам
группы и вытекающими из них обязанностями и привилегиями.
Наиболее законченный вариант социальной безопасности можно
найти в Индии с ее системой варн, где принадлежность к брахманам,
кшатриям, вайшам и шудрам определялась рождением в определенной
семье и не подлежала изменению на протяжении всей жизни.
Кроме всего вышесказанного, человеку нужно ощущать себя частью
какого-то глобального объединения. Например, народа (я – русский),
государства (я – гражданин Римской империи, Советского Союза,
России), церкви (я – христианин, мусульманин). Держится это
приобщение на патриотизме, любви к Родине или богу, гордости
за державу. Данные связи, подобно экономической безопасности,
крепнут в моменты стабильности и устойчивости и ослабляются
в периоды социальных потрясений. Верно и обратное: в моменты
ослабления данных связей наступают социальные потрясения.
Важный момент. Часто от молодых людей приходится слышать,
что общность с группой ищет тот, кто не может существовать
самостоятельно. Действительно, это имеет место в подростковом
возрасте, когда идет процесс самоопределения. На самом деле
общность с группой или коллективом не предполагает инфантильности
и отсутствия инициативы, так как обязанности здесь идут перед
правами. Быть частью семьи или народа значит, в первую очередь,
нести ответственность за них.
Проблема поиска спутника жизни, построения и сохранения семьи
целиком зависит от таких личных качеств человека как коммуникативность,
верность, умение находить компромиссы в семейной жизни. Как
правило, подобные качества зависят от воспитания и жизненной
мудрости человека и прививаются (или нет) с детства в семье.
Система современного образования уменьшает второй вариант
социального риска – необходимость чувствовать себя частью
коллектива. Третий уровень или необходимость принадлежности
к глобальному объединению зависит от культурного уровня субъекта.
Сложно чувствовать себя русским (французом, немцем), не зная
ни культуры данного народа, ни истории страны.
Индивидуальный риск.
Кроме "био" и "социального", человек еще и "существо". Как
и любому существу на нашей планете ему присущ инстинкт самосохранения,
то есть сохранения себя как психофизической целостности. Факторы
идущие в разрез с инстинктом самосохранения человека можно
назвать индивидуальным риском. Что конкретно может
угрожать человеку?
Болезни. В детской энциклопедии за 1969 год была статья:
«Победа над болезнями», где рассказывалось об антибиотиках,
как средствах от любой инфекции. К сожалению, победа оказалась
воистину пирровой. Иван Ефремов в романе «Час быка» предупреждал,
что победа над внешними болезнями откроет путь болезням внутренним.
В результате мы имеем на данный момент невиданный расцвет
аллергий и психических заболеваний.
Физическое состояние. Наша цивилизация много сделала для
создания комфортных условий существования человека. Как всегда
в жизни, нельзя получить что-то, не поступившись чем-то. Сидячий
образ жизни большинства населения при переизбытке продуктов
питания привел к резкому уменьшению нагрузок на человеческое
тело. Проблема лишнего веса и связанного с ним ухудшения здоровья
тем острее, чем обеспеченнее страна.
Бытовые и прочие (в том числе криминальные) конфликты. Последние
сто-двести лет истории цивилизации характеризуются процессом
урбанизации, то есть переселением людей из деревень в города,
города, в свою очередь вырастают в мегаполисы. При этом, естественно,
увеличивается количество контактов между различными, зачастую
даже не знакомыми друг с другом людьми. Аристотель назвал
город «единством непохожих». Непохожесть в наших городах есть,
до единства пока еще далеко. Каждому человеку присущи собственные
интересы, потребности и ценности и они не всегда совпадают
с интересами, потребностями и ценностями других людей, что
создает потенциальную базу для возникновения большого количества
конфликтов.
Для снижения индивидуального риска человечество изобрело
целые профессии. За болезни отвечают врачи, за физическое
состояние спортивные инструктора, за конфликты – милиция.
При этом далеко не всегда представители данных профессий оказываются
в нужном месте и в нужное время. С этой точки зрения проблема
обучения правилам личной безопасности в наше время стоит достаточно
остро. Сравнительно мало людей знают и понимают особенности
собственной физиологии настолько, чтобы уметь лечить себя
не прибегая к таблеткам. Не большее количество владеет навыками
развития и приведения в порядок собственного тела и совсем
малое число населения обладает навыками самозащиты и конфликтологии.
Субъективное восприятие средств безопасности.
"Психо" от греческого psych - душа. Означает, что все явления
окружающего мира человек воспринимает субъективно, через призму
собственного опыта. Так же субъективно человек воспринимает
и средства безопасности. Упрощенно можно эту субъективность
можно свести к личной, мировоззренческой субъективности и
общепринятому взгляду на мир.
Личная субъективность.
"Завтра", как правило, многовариантно. При этом позитивные
варианты соседствуют с негативными вариантами развития событий.
Какой вариант представляется человеку более вероятным при
прочих равных условиях? Зависит от личного настроя. Человека
отдающего предпочтение позитивным вариантам называют оптимистом,
негативным - пессимистом. При этом и оптимист и пессимист
видят примерно одинаковое количество вариантов. Просто для
оптимиста более яркими, захватывающими воображение будут позитивный
сценарий развития событий, пессимист увлекается негативным.
Данные характеристики не являются заданными с рождения, подобно
темпераменту, и подвержены сознательной корректировке. Самый
простой способ повлиять на психологический настрой - действовать
через тело, конкретно через улыбку и осанку. Очень сложно
быть пессимистом улыбающемуся человеку с развернутыми плечами,
и очень трудно сохранять положительный настрой сутулясь с
"кислой миной" на лице.
Мировоззренческая субъективность.
Кроме личного настроя, на оценку человеком наиболее вероятного
пути развития ситуации влияет мировоззрение. Все варианты
мировоззрения, с точки зрения взгляда на будущее, делятся
на две группы. Первая группа - атеистические мировоззрения,
утверждающие, что "завтра" случайно и непредсказуемо и, при
прочих равных условиях, выбор того или иного варианта развития
событий приходится на совесть случая. Если, так сказать, завтра
вам сваливается на голову кирпич, то винить в этом некого
и незачем. Вторая группа - религиозные мировоззрения, для
которых "завтра" не может быть случайным по определению. Любопытно,
что разные религии обосновывают это с разных позиций. Христианство,
мусульманство и иудаизм видят в любой случайности десницу
бога, без воли которого и "волос не упадет с головы человека"
не то, что кирпич на нее! Если же упал, то ищите причину в
грехах собственной жизни, за которые и последовало наказание.
Буддизм и индуизм относят все случайности на счет закона кармы,
то есть результата предыдущих действий. Если мне упал кирпич
на голову, значит были грехи в прошлом перерождении. Различные
магические культы видят в случайности результат присутствия
или отсутствия личной силы человека, накапливаемой в течении
жизни.
Философский спор об истинности религии или атеизма выходит
за рамки темы данной статьи. При этом нельзя не отметить,
что с точки зрения субъективного восприятия человеком средств
обеспечения собственной безопасности религиозный взгляд представляет
более упорядоченную, предсказуемую и управляемую картину мира,
по сравнению с атеизмом. Естественно, речь идет об истинной
религиозности, а не о фарисействе и попытке переложить ответственность
за себя и свою судьбу на высшую инстанцию.
Общепринятый взгляд на мир.
Мы, нравится нам это или нет, живем в эпоху, когда львиная
доля информации об окружающем мире поступает к нам не напрямую,
а через СМИ. По логике вещей предназначение СМИ в том, чтобы
снабдить человека объективной информацией. Однако, во-первых,
в СМИ работают люди, что уже делает передаваемую ими информацию
субъективной. Во-вторых, работа СМИ подчинена закону, по которому
наиболее востребованы именно негативные сообщения. Как кто-то
метко заметил: "Пришедший благополучно и вовремя поезд это
не сообщение, а вот потерпевший крушение поезд это сенсация!"
Отсюда своеобразный отсев информации и акцент на экономических,
социальных и личных рисках: лопнувший банк, распавшиеся семьи,
криминальный беспредел. Все вместе это порождает ту атмосферу
неуверенности, переходящей в истерию, из-за которой нашим
современникам свойственно преувеличивать вероятность негативного
исхода ситуаций и, соответственно, преуменьшать возможности
по обеспечению собственной безопасности. По факту наш мир
по сравнению с недалеким прошлым достаточно безопасен и предсказуем.
В средние века человек, едущий из города в город, составлял
завещание, так как понимал, что вероятность доехать живым
не так уж и велика. По крайней мере, садясь в поезд из Москвы
в Петербург, никто предварительно к нотариусу не заходит.
К сожалению, изменение характера работы СМИ находится вне
нашей компетенции. По крайней мере, можно научиться критически
относиться к сообщениям, льющимся на нас с голубого экрана.
Вам могут десятки раз повторить, что в стране криминальный
беспредел, но прикиньте, сколько раз за последний месяц вас
или ваших родственников грабили на улице?
По представлениям, которые являются доминирующими в современной
философии и психологии наша психика лишь отражает процессы
окружающего мира. Обратная связь осуществляется через действия
конкретного субъекта. Между тем, возможно, характер взаимодействия
мира и психики более тесен, чем нам представляется. Есть вероятность,
что если мир влияет на нашу психику, то и наша психика может
напрямую влиять на мир. Не только мир формирует нас, но и
мы, нашими мыслями и эмоциями формируем окружающий мир. С
этой точки зрения выработка положительного настроя, позитивного
мировоззрения и благоприятной атмосферы в обществе приобретает
несколько больший смысл, чем просто индивидуальный настрой
конкретного человека.
Конкретные рекомендации по профилактике и снижению вероятности
рисков были даны в соответствующих разделах статьи. Соберем
их вместе:
- К уменьшению экономического риска ведет получение хорошего образования, высокооплачиваемой работы и постоянное повышение профессионального уровня, а также умение соотносить размер доходов с собственными запросами.
- Социальный риск уменьшается личной работой по поиску спутника жизни, сохранения семьи и выработкой необходимых для этого свойств характера. Повышение профессионального и культурного уровня приводит к более четкой самоидентификации в коллективе и обществе.
- Индивидуальный риск снижается наличием навыков работы с собственным телом в плане лечения, поддержания спортивной формы и самообороны.
- Субъективность восприятия рисков уменьшается правильным жизненным настроем, выработкой подходящего конкретному человеку мировоззрения и критическим отношением к информации идущей к нам через СМИ.
Статья поставлена в интернет 23.5.2008