light Главная light Почта light Карта сайта light Тел. 8-495-395-60-36 Тел. 8-916-228-33-18
slogan
name
     
Выпадающее меню Javascript DHTML . Издатель dhtml-menu-builder.com

Д. Ю. Медведев-Барьяхтар Бросок в борьбе и рукопашном бое

Бросок в борьбе и рукопашном бое.

Часть II.

Суть борьбы проста - хватай крепче, кидай дальше. Летит - догоняй..

Истина от инструктора по мордобою.


Цель броска в рукопашном бое.

Бросок в борьбе и рукопашном боеЧтобы четче уяснить роль броска в технике рукопашного боя, нужно понять цель, с которой он проводится, то есть, какое повреждение и каким образом приносит.

Первая цель напрашивающийся сама собой - повреждение при броске от падения на пол. Действительно, приятного мало. Хлопнуться спиной на землю или деревянный пол - удовольствие ниже среднего. Падение неподготовленного человека не умеющего падать на жесткую поверхность даже с высоты таза противника вполне может привести к серьезной травме. Проблема в том, что поднять 70 - 80 кг живого веса на уровень собственного таза не так просто.

Но падение спиной на пол при броске никак не устраивает наших адептов боевых стилей. Хочется, чтобы противник после броска поломался раз и навсегда, то есть не просто бросить, а бросить на голову или подставленное колено. Но... если просто спортивный бросок трудоемок, то "боевой бросок" требуют силы Ильи Муромца. Например, для броска на голову нужно перевернуть человека вверх ногам и приземлить на пол, удерживая тело строго вертикально. Спонтанно такой "фортель" сделать нереально, отработать же невозможно. О таких бросках можно долго и вкусно рассказывать на тренировках, делая соответствующие глаза, можно даже поднять ученика в воздух и показать, как и куда он упадет, но… затем осторожно, осторожно опустить обратно на пол. Чтобы не стал любимый ученик из круглоголового яйцеголовым! "Боевые броски" походят на удары в глаза. Безопасной методики отработки подобных техник не придумали, да и вряд ли придумают в ближайшем будущем.

Бросок в борьбе и рукопашном боеВторая цель броска - перевести рукопашный бой в горизонтальную плоскость, конкретнее в партер. Завалить противника, пользуясь всем весом (рис.1), гораздо легче, чем сделать чистый бросок, при котором нужно остаться на ногах (рис.2). Но бросок, точнее перевод в партер, это не самоцель. Далее следуют болевые на все конечности, включая шею, или удушающие, включая корпус. Все плюсы данной работы с блеском продемонстрировал еще Грейси на боях без правил. И сколько бы ни говорили про то, что данная тактика в рукопашном бое ущербна и неприменима, но… Партер остается для ударников тем местом, где им мало что светит. Или наоборот много что.… Например, чистый проигрыш, а то и целое небо в алмазах.

Если для борца бросок часто это средство перевести схватку в партер, то для ударников в рукопашном бое более характерно бросить соперника на пол, чтобы добить ударом руки или ноги. Упавший представляет собой более предпочтительную цель, чем стоящий. Без специальных навыков защиты на полу, упавшему человеку мало что светит (Статья Самооборона упавшего на пол.) Но, если лень читать еще и статью по самообороне, просто запомните, что упав на пол, ваше первое и самое простое движение - разворот ногами к противнику. Работа ногами по коленям и в пах способна удержать на приличном расстоянии даже опытного бойца (рис.3).

Бросок в борьбе и рукопашном боеПомимо того, что бросок является подготовительным действием к применению техник типа болевых - удушающих приемов или добиваний, в рукопашном бою он имеет сильное психологическое значение. Падение на землю однозначно расценивается подсознанием как поражение. Этот "предрассудок", если есть желание называть его так, идет с древнейших времен, когда во время брачных игр животных, падение на землю рассматривалось как проигрыш и подчинение победителю. По этой причине бросок, даже если не получилось его реализовать, практически всегда угнетающе действует на психику упавшего.

Сочетание удара и броска в технике рукопашного боя.

Мне, как инструктору рукопашного боя, хотелось бы заявить читателю со всей ответственностью, что сочетание ударной техники и борьбы в схватке это хорошо, изумительно результативно и чрезвычайно прогрессивно! Однако опыт как тренировок, так и жизни диктует нам простую до неприличия истину, что за все приходится платить. Не бывает вещей однозначно положительных или отрицательных, и, если вам предлагают что-либо даром, значит, платить все равно придется, только не сразу и с процентами. Сочетание бросков и ударов в рамках одной системы несет в себе как негатив, так и позитив, с которым нам и предстоит разобраться.

Негатив от сочетания ударов и бросков.

"Там, где тренируют как удары, так и броски, обычно толком не умеют ни бить, ни бросать".

Едкое замечание скептика.


Бросок в борьбе и рукопашном боеУдарная техника и борьба во многих смыслах прямо противоположны. В броске сила играет главную роль, а скорость - вспомогательную, в ударе с точностью наоборот: скорость - основная, сила - вспомогательная. Для эффективного броска нужен плотный контакт и захват, для удара - дистанция и свободное владение телом. По этим причинам многочисленные попытки изобрести матрицу движения, которая объединяла бы в себе как броски, так и удары, пока особым успехом не увенчались. Можно найти общие траектории движения конечностей в ударе и в броске, но когда дело доходит до реального противника, то не все "ноу-хау" работают так, как хотелось бы их изобретателям. Разная скорость движения и сопротивление противника накладывают существенные ограничения. Есть простая закономерность. Нельзя создать машину, которая одновременно могла бы соревноваться по скорости с Мерседесом и по грузоподъемности с КАМАЗом. Механические попытки сочетать одно с другим приводят к тому, что машина будет и на трассе отставать от иномарки, и возить меньше, чем грузовик. Правда, при этом у вас не две машины, а одна, и если ваша задача возить с дачи домой картошку, то вариант "Нивы" вполне может быть приемлем.

Кроме разных требований, предъявляемых к броску и удару, борьба и ударная техники развивают разные группы мышц. В ударах, особенно прямых, ведущую роль играет разгибающий руку трицепс. На развитие трицепса и направлены многие физические упражнения в залах каратэ, например отжимания от пола. Большинство бросков делаются на сгибании рук. Соответственно основная нагрузка ложится на бицепс, который преимущественно и развит у борцов. И ударники, и борцы выполняют упражнение с резиной, но насколько по-разному! Ударник цепляет резину за спиной и, растягивая от себя, тренирует стартовый импульс (рис.4). Борец цепляет резину перед собой и, натягивая на себя, тренирует выведение из равновесия (рис.5).

Бросок в борьбе и рукопашном боеТакже у ударников преимущественно развиты икроножные мышцы ног, которые отвечают за передвижение на дистанции в челноке, а у борцов - квадрицепсы (верхние мышцы) бедра, которые нужны для того, чтобы можно было сначала подсесть под противника, а затем поднять его при броске вверх. Очень интересно, что у ударников и борцов разный тонус мышц спины. Боксеры округляют спину, чтобы спрятать голову от ударов за плечами и предплечьями. Борцы, при входе на бросок, держат спину прямой и раскрывают грудную клетку. Поэтому, с годами, у борцов, как правило, более хорошая осанка и более здоровые спины.

Люди в зависимости от сложения делятся на разные физиологические группы. Так как броски - удары требуют разного сочетания силы - скорости и развития разных групп мышц, то логично предположить, что в зависимости от сложения люди будут склонны либо к ударам, либо к броскам. Так у бойцов небольшого веса, либо людей с длинными по отношению к телу конечностями лучше идет ударная техника. У первых - по причине высокой скорости движений, у вторых - из-за преимуществ, которые дают длинные конечности на дальней дистанции. Тяжелые бойцы либо люди с короткими по отношению к телу конечностями, добиваются лучших результатов в борьбе. Бросить бойца за 100 кг весом задача почти невыполнимая, особенно если в вас 60 - 70 кг. Для того, чтобы на тренировка по рукопашному бою держать баланс между ударной техникой и борьбой, боец должен обладать усредненными параметрами как силы, так и скорости, что в природе встречается очень редко.

Следующая проблема лежит в методической области преподавания. На тренировках по рукопашному бою мало давать удары и броски для того, чтобы возник смешанный стиль. Механическое слияние таких разных по динамике техник понижает эффективность и первых, и вторых, что подтверждается простым математическим расчетом. Если на тренировке внимание уделяется только ударной технике, то на нее тратится 100% времени. Соответственно, если бросковой, то аналогично - 100%. Когда преподаются обе техники одновременно, то на каждую из них будет тратиться примерно 50% времени. При прочих равных условиях в рукопашном бое или любом другом смешанном единоборстве приемы накатаны хуже в два раза! А это более чем серьезно, если вспомнить, что в схватке побеждает не тот, кто знает больше, а тот, кто знает лучше.

Однако, не смотря на указанные выше негативы, проблема сочетания ударной техники и борьбы в рукопашном бое и смешанных единоборствах является одной из наиболее популярных на данный момент в боевом искусстве.

Позитив от сочетания ударов и бросков.

Бросок в борьбе и рукопашном боеУдары и броски в рамках одной техники рукопашного боя могут работать в двух вариантах

  • в атакующих связках, то есть когда боец переходит в атаке от ударов к броскам или наоборот (рис.6).
  • в контратакующих связках, когда в ответ на атаку противника вы применяете контратакующий бросок.

Говоря о рукопашном бое чаще всего подразумевается первый вариант, но давайте подумаем над тем, всегда ли это выгодно. Если противник борец или боксер, то применять против него ударно - бросковые связки (рис.6), половину которых он, как мы выяснили выше, знает лучше, не слишком разумно. Более того, заметив в связке знакомый элемент, он вполне способен от него защититься, контратаковать, переведя схватку в знакомую и привычную плоскость со всеми вытекающими последствиями. Ударник адекватно среагирует на второй элемент связки (удар рукой) уклоном и нанесет ответный удар, не дав войти в захват (рис.7). Борец может подловить на третьем элементе связки (броске), сделав бросок в ответ, и продолжить атаку в партере болевым или удушающим приемом (рис.8).

Бросок в борьбе и рукопашном боеОднако если в рукопашном бое действовать исключительно в незнакомом для противника ключе (против борца ударами, против ударника - бросками), то узкая специализация сыграет с ним злую шутку. Снова обратимся к математике. Ударник, по сравнению с бойцом смешанного единобоства, владеет лучше ударами в два раза (100/50). Но если взят захват, и поединок переведен в плоскость борьбы, то преимущество бойца рукопашного боя неизмеримо, во всяком случае, математически (50/0 - а ноль, как известно, дырка от бублика, которая и светит ударнику в данной ситуации). Аналогичная логика применима и по отношению к схватке борца с бойцом смешанного стиля единоборства. Незнание ударной базы не оставляет борцу шансов на успех при элементарном обмене ударами.

Одним словом, если боец рукопашного боя сможет перевести схватку в ту плоскость, которая несвойственна узкоспециализированному бойцу, его победа гарантирована. Если схватка будет развиваться в привычной для узкого специалиста плоскости, проигрыш бойца рукопашного боя дело времени. Но голой идеей проблему не решишь, подобные тактические схемы нуждаются в отработке и накатке на практике, как и любой отдельный прием. (Подробнее см. статью "Основные манеры работы в боевом искусстве или кто и как любит драться".)

Как объединить удары и броски в рамках одной связки?

Бросок в борьбе и рукопашном боеТеперь на самую животрепещущую тему: как технически объединить бросок и удар в рамках одной связки. Они прямо противоположны не только по упоминавшимся выше параметрам, но и по наличию - отсутствию захвата. Впрочем, это не означает, что, взяв захват, нельзя нанести удар. Например, захватив одной рукой одежду противника, второй ударить локтем или кулаком (рис.9), либо, взяв захват двумя руками пустить в дело ногу, колено (рис.10) или голову. Когда-то я начинал преподавать рукопашный бой именно с сочетания удара и захвата, пытаясь таким образом решить проблему объединения техник. Однако, как показал опыт, КПД таких действий не слишком высок. Скорость удара при наличии захвата низкая, и вложение тела затруднено из-за возможного движения вырывающегося противника. Классический прямой удар кулаком, в который вложен вес тела на скольжении вперед, во много раз эффективнее. Аналогично тому, что можно бить с захватом, можно и бросать без него. Например, когда противник делает широкий шаг вперед (что очень любят каратисты, нанося ои-цуки), провести подсечку передней ноги под пятку (рис.11), но бросок с захватом одежды более технологичен, и в серьезной схватке проходит чаще.

Бросок в борьбе и рукопашном боеСмысл захвата-удара не в нокауте (что можно считать целью любого хорошего удара), а в том, что захватив одежду противника, можно нанести подготовительный удар, а затем, пользуясь уже имеющимся захватом, выйти на бросок. Основным оружием при этом будут удары близкой дистанции: локти, колени и голова. Ими заменяется выведение из равновесия, которым борцы готовят бросок, так как в схватке на таскание туда-сюда противника часто не хватает времени. Отсюда вырисовываются контуры типовой связки рукопашного боя или любого другого смешанного стиля: удар без захвата для сокращения дистанции - захват и одновременный подготовительный удар - бросок - добивание или преследование противника в партере (рис.12). Кроме этого регулярная отработка подобных связок закладывает в сознание занимающихся возможность использования в схватке не только ударов и бросков, и, что особенно важно, способы их взаимодействия. Психологический настрой как на удар, так и на бросок очень важны, и, если изначально "настройки" сбалансированы, обучение технике рукопашного боя идет гораздо легче.

Бросок в борьбе Начало "Бросок в борьбе и рукопашном бое". Часть I.

Раздел "Техника борьбы в рукопашном бое."

Статьи "Техника и приемы рукопашного боя"

Статья поставлена на сайт 14.06.13

Бросок в борьбе и рукопашном бое

Статья поставлена в интернет 11.02.05 и опубликована в журнале "Планета единоборств" №1 2009

     
 
Rambler's Top100
copyright © 2009 created by sagitt