light Главная light Почта light Карта сайта light Тел. 8-495-395-60-36 Тел. 8-916-228-33-18
slogan
name
     
Выпадающее меню Javascript DHTML . Издатель dhtml-menu-builder.com

Виктор Цой и Дмитрий Медведев-Барьяхтар инструктор боевого искусства

Путешествие к истокам боевого искусства.

Путешествие к истокам боевого искусства.Начал преподавать боевое искусство я в далеком 1997 году. На первых тренировках присутствовали: я - инструктор, моя жена и один единственный ученик. Самый прекрасный момент был, когда этот самый ученик получил травму лодыжки, и я вообще остался в зале вдвоем, тренируя только мою жену. "Лиха беда начало". Со временем дело заспорилось. От переизбытка народа зал не ломился, но и на отсутствие людей на тренировках по боевому искусству я не жаловался. Через год-другой сумел сколотить достаточно прочный коллектив бойцов, за которых стыдиться не приходится. Не смотря на нестабильную ситуацию в нашем отечестве, дело пошло. Техника достаточно оригинальна, чтобы пришедший в зал новичок не воротил нос со словами: "Ну вот, опять каратэ!", и не настолько оригинальна, чтобы средний нормально развитый парень не смог работать на этой технике в бою через год-другой тренировок.

Может быть, помогало и отношение к делу. По моему глубокому убеждению, если ученик регулярно ходит на тренировки по боевому искусству и старается делать то, что ему показывают, а у него никак не получается, то вина в этом лежит на инструкторе, который неправильно построил методику тренировок. Иногда мне говорили, что это неоправданно завышенные требования к самому себе, и техника может не ложится из-за физических и других параметров данного ученика, но, простите, на то и инструктор, чтобы уметь подобрать технику боевого искусства под конкретного человека, а не показывать приемы на абстрактную массу. Одним словом, в моей профессии все было бы не хорошо, если бы даже в моменты триумфа не подтачивала одна мысль: ну почему разрез глаз у меня не уже, чем тот, которым наградили мать с отцом. Также очень не хватало бородки клинышком, лысины и, естественно, упругого мастерского животика. Представляете, приходит в зал новичок, а там его встречает мастер боевого искусства: узкоглазый, с лысиной, с бородкой и с вышеупомянутым животиком. Никакой рекламы не надо. Помучившись по этому поводу какое-то время и поняв, что на пластическую операцию в ближайшие годы денег явно не накопить, я стал рассматривать альтернативный вариант, когда восточную внешность можно заменить огромным дипломом по определеноному стилю боевого искусства, написанным, само собой, иероглифами, с кучами печатей внизу. С таким дипломом все неудобные вопросы о компетентности решаются сразу и надолго! Но и здесь не обошлось без проблем. Ведь если для внешности нужно иметь соответствующих родителей, то для получения серьезного диплома нужно ехать как минимум в Корею (преподавал я тогда технику близкую по динамике к корейскому Хапкидо), да и любопытно, на самом ли деле! Все-таки Корея, Китай, Япония это колыбель десятков видов и стилей боевых искусств. Но, я человек осторожный и, вспомнив известное "не зная броду, не лезь в воду", решил для начала подыскать того, кто уже был там и, желательно, с той же целью. "На ловца и зверь бежит", и скоро мой хороший знакомый, Цой Виктор Олегович, сибиряк из Кемерово, вернулся из Южной Кореи, куда он ездил примерно за тем же, о чем начал задумываться я. Разговор с ним был настолько любопытен, что я решил, что, быть может, он заинтересует не только меня. Тем более, что о прародине боевых искусств мнения в нашем отечестве колеблются от крайнего минуса - "все они нам лапшу на уши вешают", до крайнего плюса - "на востоке не бывал, то боевого искусства не видал". Далее я привожу что-то вроде литературно обработанного конспекта нашего разговора. Рассказ поведу от лица Виктора Олеговича.

 

Я был на стажировке в Южной Корее в марте 1996 года. На мастера Хан Чен Ду (8 дан World Hapkido Games Federation) вышел через ассоциацию корейцев России. Выбор данного мастера боевого искусства был обусловлен тем, что он неплохо владеет английским языком и, по этой причине, принимает на практику иностранцев. Другие мастера, не смотря на байки о традиционной замкнутости школ восточных единоборств, тоже охотно берут учеников из-за рубежа, но без знания корейского языка учиться у них достаточно сложно. Номер в отеле для меня забронировали заранее, от спортзала он располагался всего в 100 метрах, что было весьма удобно, т.к. в последующие дни работа в зале и тренировки по боевому искусствуотнимали столько времени, что на прогулки сил почти не оставалось, только спать, есть, тренироваться. По этой же причине впечатления непосредственно от Кореи весьма скудные. Запомнились в основном многочисленные патрули полиции с собаками на улицах. Кстати, на той же улице, где находился мой отель, были еще 2 зала хапкидо, 3 тхеквондо и 1 кэндо.

Зал боевого искусства располагался на третьем этаже здания. Площадь крохотная: 10 на 10 квадратных метров. До Кореи я не представлял, что на таком "пятачке" можно разместить такое количество людей, да еще поставить снаряды для атлетической подготовки. Покрытие почти жесткое, во всяком случае гораздо жестче, чем распространенный у нас в стране смягченный вариант японского татами. Зал работал с 1-2 часовыми перерывами с 10 утра до 12 ночи. Утренние часы принадлежали детской группе от 4 до 18 лет. Описать, что там творилось, сложно, если не ограничиться емким русским словом: "бардак". Впрочем, по корейским понятиям ребенка до 7 лет ни в чем ограничивать не стоит, вот они и не ограничивают, традиции чтят. Вечером тренировались взрослые, а с 10 до 12 ночи - особо взрослые. Речь, естественно, идет не о сообществе пожилых мастеров боевого искусства, а просто о старшей группе. Вот в такой атмосфере я и провел следующие 3 недели моей стажировки.

Хотя я ехал на практику боевого искусства в Корею, но тренироваться пришлось не с корейцами, а с группой иностранцев, среди которых были голландец, бразилец, латиноамерикенец, канадец, израильтянин и еще бог знает кто. Все разговаривали на стандартном английском, большинство вообще вскоре уехало, закончив свою практику и получив соответствующие бумаги. Я же остался работать вместе с голландцем и канадцем. Хорошо запомнился голландец, "профессиональный" футбольный болельщик 2,10 метра ростом, которому боевое искусство нужно было с вполне определенной целью: ездить на матчи по футболу и иметь возможность "отстаивать" честь своей любимой команды после матчей. Между прочим, как раз в то время должны были играть "Спартак" - "Аякс", и я, не особо интересуясь футболом, все же несколько волновался по поводу исхода игры, что вполне понятно. Если "Спартак" проиграет, то еще куда ни шло, а если выиграет? Где гарантия, что партнер-голландец не захочет сразу попрактиковаться в "отстаивании чести команды", тем более, как сказал о подобной моей ситуации Задорнов: "Это здесь они были евреи, а в Израиле стали сразу русскими". Так и я в России был корейцем, а, приехав в Корею, стал для окружающих в каком-то смысле русским. Что касается иностранцев вообще, то мастер боевого искусства, у которого я стажировался, сказал как-то, что наилучшие ученики выходят из израильтян и бразильцев. Первые регулярно ходят на практику в арабские кварталы, а вторые практикуются прямо у себя дома. Наверное, можно утверждать, что феноменальный успех техники Грейси в боях без правил вполне обусловлен средой воспитания. Как ни покажется странным, после посещения Кореи у меня осталось гораздо больше впечатлений о партнерах-иностранцах, чем о самих корейцах.

Тем, кто не знаком с Хапкидо, могу предварительно сообщить, что данный стиль боевого искусства возник из соединения корейской техники ног с бросковой техникой джиу-джитсу (или правильнее дзю-дзюцу). Впрочем, то, что я увидел в зале, не совсем напоминало те пособия, которые выпускают в основном в Америке. В общем плане, работали проще, жестче и конкретнее. При отработке бросковой техники, даже имея мою предварительную практику самбо, падать на жесткое покрытие да еще лицом вниз было непривычно и больновато. Срочно пришлось осваивать методы страховки при падении вперед. Ударная техника рук поразительно напоминала хороший европейский бокс. При обороне особый упор делался на защиту центральной линии. Часто и технику рук и блоки отрабатывали в сочетании с захватами, мотивируя это тем, что захват выставляет правильную дистанцию работы и соответствующее вложение силы. При осваивании техники ног пригодилась моя практика тхеквондо. Обще корейские корни проглядывали в динамике движения обоих стилей, хапкидо и тхеквондо, но, по моему глубокому убеждению не в моем возрасте выделывать ногами подобные фокусы. Броски однотипны с айкидо, но резче, жестче и разбавлены ударами, тычками и другими "приятными сюрпризами". Впрочем, в спарринге не пренебрегают и более простыми вариантами, типа бросков через плечо или бедро. Кроме этого много приемов против ударов ног, особенно на верхнем уровне. После 3-х недель тренировок я стал поднимать ноги в воздух гораздо осторожнее. Но хотя броски с перехватом бьющей ноги применяются часто, никто там не пытается бросать, захватывая бьющую руку, не смотря на вышеупомянутые американские пособия. Что касается самого мастера боевого искусства, то в 42 года он обладает незаурядной гибкостью и подвижностью. Ударить по опорной ноге с разворота в 360° могут, согласитесь, немногие. Кроме этого очень заинтересовала меня его работа по надавливанию на болевые точки при проведении бросков. Отдавили мне за три недели все, что могло отдавиться. Что касается тренировочного процесса, то много работают с деревянными мечами, шестами, а также в защитном снаряжении. Часто устраивают спарринги только на технике рук или ног или бросков. В остальном все походит на нормальный интернациональный тренировочный процесс. Тренировка по боевому искусству она и в Африке тренировка.

Мои усилия увенчались успехом, и я сдал экзамен на первый дан. Кстати, кажется это первый зарегистрированный в Корее дан, полученный человеком из России. Присутствовали на экзамене несколько представителей с 7-ми данами. Очень много было вопросов по теории, большинство которых сводились к сравнению хапкидо с каратэ (к естественной конкуренции между стилями здесь добавилась и неприязнь корейцев к японцам). В двух словах можно сказать, что если сущность каратэ, как любят говорить сами каратисты, заключена в ката, то хапкидо - это спарринг на заданную тему.

В общем плане, посещение Кореи оставило у меня двойственное чувство. С одной стороны там, конечно, есть чему поучиться, хотя бы потому, что они начали развивать эти направления боевого искусства раньше нас и, естественно, опыта у них больше, квалифицированные инструктора боевого искусства в Корее есть, особенно среди старшего поколения. Правда, опыт опытом, но сами корейцы признают, что европейцы очень быстро "входят во вкус" и все более теснят в боевом искусстве азиатов. Тому немало способствует рост и вес, который нельзя сбрасывать со счетов. Хоть корейцы сами по себе не такие уж мелкие, как у нас пишут, они упорно пытаются снизить разрыв, и активно осваивают методы атлетической подготовки. Курьезный момент: самые распространенные объявления на улице, которые я видел, это объявления кикбоксинга. Вторая сторона медали заключена, в том, что Корея сытая, спокойная страна, штрафы за оскорбление действием достигают нескольких тысяч долларов, и боевое искусство как таковое там всем до лампочки, особенно молодому поколению. Самые модные виды спорта - бейсбол и крикет. Наиболее даровитые мастера потихонечку перебираются за границу, в том числе и к нам. На улицах спокойно, никакой вечерней практики, хотя одну драку между корейцами и американцами я видел сам. Но, увы, вскоре появилась американская военная полиция, и досталось всем без разбора. Но на общую картину такие случаи влияют мало.

Вот примерно и весь рассказ Виктора Цоя. Мне он был полезен в том плане, что хотя головой мы все понимаем, что мир в наше время живет примерно по одним законам, но подсознательно при разговоре о прародине боевых искусств мы больше учитываем штампы гонконговских боевиков. Накладывает отпечаток и то, что когда кто-нибудь из нашего отечества "вырывается" на Восток, приезжая обратно он всем встречным и поперечным грузит уши, усиленно поднимая статус своей поездки и зарабатывая себе авторитет на годы вперед. Рассказ Виктора выгодно отличался от остальных, слышанных мною раньше, простотой и естественностью. В связи с этим сразу вспомнились моменты, которые не укладывались в общепринятую точку зрения о боевых искусствах и по этой причине прошли мимо сознания, а также многочисленные неувязки в рассказах "побывавших и приобщившихся" к тайне. Так, к примеру, когда один мой знакомый, долго и самозабвенно тренировавшийся, увидел первого в своей жизни китайца, то естественно бросился к нему с расспросами о кунг-фу, ушу и тому подобное. Китаец с присущей его нации вежливостью осведомился, о чем собственно молодой человек ведет речь. Хотя на пользу моему знакомому это не пошло: он пришел к выводу, что китаец просто плохо понимал по-русски. Но это еще цветочки. Один наш широко известный автор пишет, что он приехал в Китай к мастеру боевого искусства, потренировался с ним буквально день-другой, после чего этот мастер выдал ему письменно заверенное право представлять свою школу. Я сам инструктор и могу утверждать с полным основанием, что такие права дают только тогда, когда вышеуказанный мастер гораздо больше озабочен распространением своей школы или зарабатыванием денег, чем личностью того, кто эту школу боевого искусства будет представлять. Ни один уважающий свою работу инструктор на это не пойдет. Так же, к слову, раздавали пояса по тхеквондо. Достаточно было приехать из города, где тхеквондо до этого не было. Другой автор пишет, что его отец был в Китае на протяжении 4 лет и там изучал какую-то звериную школу. Вообще-то для такой сложной динамики это не срок, но допустим, что смог. Самое интересное дальше. Сын стал профессиональным спортсменом и до 40(!) лет не подозревал, что бок о бок с ним живет мастер, постоянно практикующий свой стиль! Ну а потом шустро начал его преподавать. Комментарии излишни.

Возвратимся к вопросу, с которого начиналась статья: ездить или не ездить за знанием о боевом искусстве на Восток? Естественно каждый это решает для себя сам (если есть возможности для подобных круизов). Только не ждите при этом, что найдете там седого мастера, тренирующегося в лучах восходящего солнца на уединенной скале в центре девственного леса и готового взять вас в единственные ученики. А поучиться, как следует из рассказа Виктора, есть чему, но не в лесу и не в единственном числе. А все-таки удивительно красивый миф. Мастер, на скале, в лучах восходящего солнца...

Каким единоборством заняться? Раздел "Каким видом единоборств заняться?"

статьи о  единоборствах Статьи о боевом искусстве и единоборствах.

путешествие к истокам боевого искусства

Статья опубликована в журнале "Кэмпо" №1/1999 и поставлена в интернет 15.01.05

 

     
 
Rambler's Top100
copyright © 2009 created by sagitt