light Главная light Почта light Карта сайта light Тел. 8-495-395-60-36 Тел. 8-916-228-33-18
slogan
name
     
Выпадающее меню Javascript DHTML . Издатель dhtml-menu-builder.com

Виктор Цой и Дмитрий Медведев-Барьяхтар инструктор единоборств

Легенды и действительность
в мире боевых искусств.

"Люди по сути своей близки друг другу, но очень далеки друг от друга по привычкам".

Конфуций.


"В мире есть три вершины легендаристики. Двор короля Артура, монастырь Шао-Линь и двор князя Владимира".

Ю. Никитин.


Любая религия нуждается в двух вещах. Во-первых, в недостижимом идеале, легенде, если хотите, которая заставляла бы быстрее биться сердца ее адептов. Во-вторых, в конкретном центре, где к этой легенде можно было бы прикоснуться, приобщиться к таинству. У католиков это Ватикан, у мусульман Мекка. Воинские искусства тоже, в своем роде, религия, со всеми ее атрибутами. Есть паства, регулярно посещающая храмы - спортзалы, в которых жрецы - инструктора проводят службы - тренировки. Вместо религиозных конфессий - различные стили и федерации. Многомиллионными тиражами выходит литература, а роль ежегодных религиозных праздников берут на себя чемпионаты и соревнования. Прибавьте мировой охват и наднациональную специфику ("нет эллина и иудея!), и картина становится вполне законченной. Естественно, что сформированная религия не может обойтись без легенды и ее земного воплощения, и эту роль во вселенной воинских искусств успешно исполняет монастырь Шао-Линь и все, что с ним связано.

Прикоснуться к тайне хочется всем, кто имеет хоть малейшую возможность для этого. И в последнее время Шао-Линь стал местом многочисленного паломничества, постепенно превращающего монастырь из легенды в проходной двор. Слишком часто стали встречаться вальяжные "товарищи" с животиками и дипломами монахов в n-поколении. Лично у меня, да простят меня читатели за скептицизм, ни мастерский животик, ни монашеский диплом особого доверия не вызывают. Зато вызвал доверие рассказ Виктора Олеговича Цоя (2 дан World Hapkido Games Federation) возвращавшегося из очередной поездки в Южную Корею, где он проходил стажировку в монастыре практикующим боевые искусства. Его рассказ я привожу здесь от первого лица.

"С феноменом монастырского ушу мне также хотелось разобраться на совесть. Так как я часто бывал в Южной Корее, там и решил навести справки. После недолгих поисков мне посоветовали обратиться в Голь Гук Са - монастырь каменного или выбитого в скале Будды. Так, примерно, переводится с корейского языка название этой обители. Это единственный монастырь в Корее, где открыто практикуют воинские искусства, в отличие от нескольких других, куда вход простому смертному строго-настрого воспрещен. В этом же монастыре ворота широко распахнуты для всех. Можно побывать в качестве туриста - зеваки, собирателя сувениров, можно, что было гораздо ценнее для меня, с недельку другую пожить как монах и вместе с другими обитателями монастыря потренироваться. Нужно только заручиться рекомендациями уважаемых мастеров Кореи, известных своими достижениями в области воинских искусств или культуры.… С рекомендацией особых проблем не возникло. Недавно я сдал на второй дан хапкидо и мастер Хан Чен Ду дал "добро" на стажировку в стенах монастыря. Рекомендация оказалась столь весомой, что даже денег не взяли, хотя обычно неделя такой стажировки стоит 300 долларов. Мой энтузиазм несколько охладел, так как мои корейские друзья долго хохотали, когда я им рассказал о своих планах. Здесь нужно пояснить, что Корея в наши дни, это в основном католическая страна, где на буддистских монахов смотрят как на весьма эксцентричных сектантов, на счету которых числятся немало нелицеприятных выходок: мошенничество, дебоши в общественных местах, драки с полицией и так далее. Впрочем, отступать было уже поздно, и, к тому же, насчет мошенничества надо еще проверить, а что до драки с полицией… ну, наверное, проверяли полученные на тренировках навыки.

Монастырь Голь Гук Са находится на юго-востоке страны, в 8 км от побережья Японского или, как его называют корейцы, Восточного моря. От столицы Кореи до ближайшего города Кёнджу 4,5 часа поездом, что по российским меркам буквально рядом. От Кёнджу до обители всего 20 км по извилистой горной дороге, по которой регулярно ходит экскурсионно-туристический автобус. Можно сделать и проще: позвонить в монастырь по телефону и монахи приедут за тобой на микроавтобусе. Со связью у монахов все в норме: телефон, мобильный телефон, факс, электронный адрес в Интернете, короче все как у людей, впрочем, как и с транспортом.

Сам монастырь был построен во времена династии Силла (668 - 935 г. н. э.), когда культура Кореи испытывала огромное влияние буддизма. Тогда же были построены многочисленные памятники культуры, окружающие древнюю столицу Кореи город Кёнджу, превращенную в город-музей национального значения. Государство не скупится на восстановление многочисленных монастырей, часовен, храмов, что хорошо окупается. Окрестности древней столицы буквально кишат многолюдными толпами туристов самого разного пола и возраста. Что касается самого монастыря, в который я ехал, то, по преданию, первая пещера будущего монастырского комплекса была выдолблена в твердой скальной породе святым Кван Ю и его друзьями индийскими монахами около 400 г. н.э. Со временем к первой пещере добавилось еще 12 гротов размером поменьше, в которых находится скульптура Маий Тотхагаты Будды и большое количество других Будд и боддисатв. За свою долгую историю монастырь не раз разрушался завоевателями самого разного сорта, начиная с пиратов и кочевников и заканчивая просто любителями сувениров. Сравнительно недавно на выделенные из казны деньги храм был полностью реконструирован. Монахи построили дорогу, реставрировали пещеры, выстроили гостиницу в национальном стиле для гостей-мирян, столовую, кухню.

Пребывание в монастыре началось для меня с беседы с аббатом монастыря мастером Чо Ун Солем в его кабинете. К слову, сам мастер-монах - фигура незаурядная. Кроме должности аббата, он еще и профессор института Дон-Гук в Сеуле, международный инструктор по Дхарма Буддизму и гранд-мастер Сон Му До - буддистского воинского искусства монастырского ордена Чёгю. Также имеет черные пояса по дзюдо, кэндо, тхеквондо и хапкидо. Не плохо знаком с европейским боксом. По убеждениям ярый антикоммунист, так как застал китайскую культурную революцию, когда учился в Шао-Лине. Был репрессирован как антимаоист и антирадикал и бит хунвейбинами за монашество и занятия ушу. Живет мастер-монах очень скромно. Не пользуется легковым автомобилем, предпочитая добираться до Сеула электричкой, а дальше на метро и пешком. Правда, имеет мобильный телефон, но в Корее это не роскошь, а просто дешево и удобно. Кабинет под стать хозяину. Скромный, но колоритный. Холодильник, факс, телефон. На стенах гравюры, планы монастыря и мечи китайского и японского типа. Запомнилась картинка из Имчжинской войны (XVI век), на которой монахи, вооруженные шестами, проламывают боевой порядок самураев.

Для начала меня просветили, чем мне предстоит заниматься ближайшие две недели. Существует два типа Буддистской техники: эзотерический и экзотерический. Дзенское воинское искусство, Сон Му До - по корейски, это тренировочный метод эзотерического буддизма, секретные знания которого передавались из рук в руки через поколения индийских и корейских монахов и были завезены в эти места лично Бодхидхармой перед тем, как он обосновался в Шао-Лине. На мое недоуменье по поводу того, как это он проскочил Китай по пути из Индии в Корею, мне пояснили, что Бодхидхарма доплыл до Кореи морем, и лишь затем направил свои стопы собственно в Китай. Постоянные и усердные тренировки во славу Будды реализуют 8 составляющих частей постижения мира внутри 4 благородных истин мироздания через гармонизацию триады: тело, мысль, дыхание. Каждый, мужчина или женщина через чередование жестких движений Сон Му До и медитаций может достигнуть состояния самадхи и, в конце концов, нирваны. Тренировки в сочетании с разумной самодостаточной жизнью, исключающей мясную пищу, крепкие напитки, наркотики и курение, оздоровляют тело, делают ясной речь, укрепляют в последователях буддизма веру, и, в целом, улучшают общество и очищают человечество. Я сразу предупредил мастера Соля, что, естественно, ничего против оздоровления тела и улучшения речи не имею, но загвоздка в том, что уже полтора века моя семья придерживается ортодоксального христианства, то есть православия, на что мастер философски заметил, что бог один, только пути к нему разные. Да и вообще, разве тебе не интересно прикоснуться к религии твоих предков? Естественно интересно, тем более, что буддизм, как и православие, и мусульманство, официальные религии России.

Ну, проповеди проповедями, а мне тут еще две недели жить по общему и для монахов и для мирян режиму.

  • 4.00 - подъем. Дежурный монах обходит монастырь и призывает встретить новый день добрыми делами.
  • 4.00 - 5.00 заправка постелей, туалет, умывание.
  • 5.00 - 6.00 молитва и медитация. Жутко тяжело сидеть на коленях, так как у меня сильно перекачаны бедра. Все молитвы и медитации превращаются в медленную пытку, как экзамен в Кадокане для Василия Ощепкова. Поверьте, от того, что я этнический кореец и сижу на земле моих предков, поза не становилась удобнее, а земля мягче.
  • 6.00 - 7.00 свободное время для самоподготовки. Монахи читают сутры, мирские тянутся или делают кихап, старше и опытнее просто спят.
  • 7.00 - 7.30 завтрак.
  • 7.30 - 9.00 уборка территории. Метлу или грабли в руки и вперед, подметать аллеи храма.
  • 9.00 - 11.00 долгожданная тренировка.
  • 11.00 - 12.00 молитва.
  • 12.00 - 12.30 обед.
  • 12.30 - 14.00 уборка комнат и помещений.
  • 14.00 - 17.00 монастырские работы. Вместе с монахами собираем камни на каменоломне и строим из них сторожку. Я, наивный, думал, что бесплатный труд только при социализме практикуется.
  • 17.00 - 18.00 игра в чёкку, ножной волейбол. Не знаю точно как успехи на ниве воинского искусства, а какой-то чемпионат Кореи монастырская команда по волейболу выиграла.
  • 18.00 - 18.30 ужин.
  • 18.30 - 19.00 свободное время.
  • 19.00 - 19.30 молитва.
  • 19.30 - 21.30 тренировка.
  • 21.30 - отбой.

Так как монастырь расположен на скале, скаты которой примерно 60 , весь день приходится бегать вверх - вниз. Монахам хорошо, все жилистые, тощие, а какого мне таскать мои 90 кг при росте 170 см? Прибавьте к этому постоянную влажность от близкого моря и поймете, почему я пожалел о часах, проведенных в качковом зале. За первую неделю в монастыре сбросил 10 кг, аж дышать стало легче. Вспомнился опыт Масутацу Оиямы с двумя учениками. Один качался, другой медитировал и дышал. Через полгода качка загоняли до изнеможения. Отсутствие массы тоже имеет свои плюсы. Сбрасыванию лишнего веса способствовал и рацион питания. Кормили обильно, но… ни рыбы, ни мяса. Супы из водорослей, из папоротника, из морской капусты. Бамбук молодой, квашеная капуста, редька и рисовый хлеб. Фрукты и чай из трав. Сам я ем мясо не чаще одного раза в месяц, но без рыбы и курицы почувствовал себя не очень уютно. Через неделю пребывания в монастыре произошло самопроизвольное очищение печени. Точно как в книгах описывают. Во время выдохов стал чувствовать фенол, пот пах всякой химией. Несколько раз стошнило, а там такое было! Сколько же всего накопилось во мне за 32 года жизни в родном городе Кемерово, который и по российским меркам чистым никогда не считался. Одновременно с очищением, две недели без телевизора и радио привели к расслаблению на ментальном уровне. Все-таки к давлению социума на нас привыкаешь как к неизбежному злу, но избавиться от него даже на короткий срок очень приятно. Жалко, но подобная пустота в сознании долго не продержалась, мгновенно заполнившись буддизмом. Давление было не менее мощным, чем напор социума в повседневной жизни. На верху, под статуей Будды, сидит монах и 24 часа в сутки под грохот колотушки мок-так (деревянная пустотелая груша - непременный атрибут буддизма) дурным голосом орет сутры. Прибавьте к этому медитации, молитвы, беседы. Постепенно понимаешь, что подобную систему промывки мозгов создавали специалисты, перед которыми наши бывшие партийные идеологи из КПСС - просто дармоеды и бездари. Кстати, стенами монастыря идеологическая обработка не ограничивается. Промываются мозги и населению, и американским частям на базах. Направление обработки разное, но везде чувствуются спецы, которые работают точно, изящно и очень умно.

Питание питанием, но приехал в монастырь я, собственно, по поводу воинского искусства. Мало не показалось! 24 часа тренировок в неделю по любым меркам достаточно. Основа техники монахов - комплекс 1 уровня Юнно, разработанный в 1396 году для солдат корейской армии. Естественно, что для серой солдатской массы никаких особо сложных приемов не выдумывали. Что-нибудь попроще и поэффективнее. Динамически очень походит на Шаолинь-цуань, но с корейским акцентом на технику ног. В свое время я достаточно тренировался у мастера Чен Син Пина в городе Красноярске. Он преподавал Шаолинь-цуань, и после его тренировок я даже стал чемпионом Западной Сибири по Тао. Так что все движения более-менее знакомые, что совсем не понравилось монаху-инструктору, особенно когда он узнал, что моим учителем был китаец. Собственно технику описывать не буду. Возьмите хороший учебник по ушу, там все изложено достаточно подробно. Сама по себе тренировка строилась по следующей схеме:

  • Комплекс дыхательных упражнений.
  • Разминочный комплекс всего тела сверху до низу.
  • Буддистская йога.
  • Акробатика - колесо, кувырки, перевороты, фляки, сальто и т. п.
  • Отработка ударов на месте и в передвижении.
  • Базовые формы.
  • Связки из 3-4 приемов по воздуху и в парах
  • Спарринги.
  • Уборка зала - пылесос, веник, мокрая тряпка.

В общем, тренировка как тренировка. Пришлось поработать с монахами и в свободном бою. Но монах монаху рознь! Если в обычной светской школе существуют пояса, то в монастыре их заменяет цвет рясы. Старшие монахи ходят в серых рясах. Их стаж занятий измеряется десятилетиями, но до боя со мной они не снизошли. Со мной работали младшие, в коричневых рясах. Ребята молодые, в основном пришли в монастырь 4 - 5 лет назад после армии. Стаж занятий по меркам монастыря ничтожный, но у большинства чувствуются прежние наработки. Кто занимался тхеквондо, кто чем-то другим. В бою атака прямолинейная. Смести, задавить. Слабо умеют вязать удары между собой и совсем не видят финтов, но удары отточенные и попадаться под них совсем не хотелось. Кстати, по моим наблюдениям, оттачивание до совершенства отдельных ударов и слабая комбинаторика - вообще характерная черта восточных стилей. Сравните, для ясности, с боксом. Там на постановку удара тратится совсем немного, зато львиная доля времени идет на оттачивание связок и комбинаций. Сами по себе, монахи жилистые и худощавые. Соотношение рост - вес как у боксеров-легковесов. Например, у того, что на фотографии при росте 172 см вес 67 кг. Естественно, что я с весом в 90 кг, чувствовал себя гораздо увереннее в бою на ближней дистанции, чем на дальней. Возможно, сказывалось и то, что при моем плохом зрении (- 8) на дальней дистанции особенно не попрыгаешь.

монастырь единоборствПеред отъездом мастер Соль завел разговор о судьбе буддизма в России. Оказалось, что он очень хорошо ознакомлен как с историей, так и с современным положением. В конце разговора он даже предложил мне самому стать монахом и основать новый монастырь. К сожалению, этот путь не по мне, сказал прямо. Не люблю поучать людей и играть роль духовного пастыря. Видимо у меня легкая аллергия на все виды идеологии. Смирившись с тем, что новому монастырю в России не быть, аббат на прощанье посоветовал лично мне заняться дзюдо, а так же просил передать свое благословение всем людям, занимающимся воинским искусством в нашей стране независимо от стиля и направления. С передачей благословения проблем не возникло, а вот с дзюдо, при моем зрении…"

В чем же все-таки феномен монастырского ушу? После подробного разговора, наш общий вывод заключался в том, что дело не в приемах или секретных техниках, о чем так любят писать в наше время. Руки - ноги двигаются по одним траекториям и долго скрывать что-либо в нашем прозрачном мире весьма сложно. Решение проблемы лежит в другой плоскости. Став монахом, человек теряет все привязки, из которых состоит светская жизнь. В монастыре существует алтарь с траурными фотографиями послушников. Их уже нет на земле в обычном понимании этого слова. У монаха нет семьи, родственников, родителей, не будет детей. Нет имущества, карьеры, просто завтрашнего дня. Заприте человека в клетке лет этак на 10, оставив ему одну-единственную отдушину, и из него можно сделать все, что душе угодно. "Мужество мирян никогда не сравнится с мужеством монахов" - так, или почти так, было написано у Карлоса Кастанеды.

Виктор Цой и аббат монастыря Голь Гук Са

Каким единоборством заняться? Раздел"Каким видом единоборств заняться?"

статьи о  единоборствах Статьи о боевом искусстве и единоборствах.

Статья поставлена в интернет 27.05.05

 

     
 
Rambler's Top100
copyright © 2009 created by sagitt