Д. Ю. Медведев-Барьяхтар
Логика смешанных единоборств и рукопашного боя.
"Любая
достаточно большая сумма знаний превращается в науку,
если знания систематизированы".
В. Суворов "Самоубийство".
|
Рукопашны бой, как и боевое самбо, как и кудо, как многие другие стили, относится к смешанным единоборствам. То есть, это стили, по определению, сочетают разные манеры работы. Идея того, что боец должен и может владеть разными техниками была встречена в свое время на ура. Кому же не хочется быть "на высоте" в любой ситуации? Уметь и бить, и бросать, да еще и партере противника как мокрое полотенце выкрутить! К сожалению, про прошествии нескольких лет, восторги закономерно поуменьшились. Оказалось, что попытки механически
соединить в рамках одной системы разные манеры работы, типа
партера с оружием, разваливаются на составляющие, после которых
ученик ни бороться, ни ножом владеть толком не умеет, а общий арсенал приемов и техник настолько большой, что вполне может похоронить под собой самых рьяных энтузиастов. В смешанных единоборствах не хватает логики, панорамного
взгляда, который с одной стороны объединял в себе самые разные
подходы, с другой учитывал их своеобразие. Не претендуя на создание в рамках
одной статьи общего подхода, который бы устроил всех посещающих
залы, я хотел бы поделиться некоторыми логическими закономерностями, справедливыми
для любой манеры работы в рамках рукопашного боя и смешанных единоборств.
Что может быть общего у борца, разгибающего руку противника
на рычаг локтя в партере и у ножевика, орудующего ножом на средней дистанции
со скоростью хозяйки, шинкующей капусту? Кроме того, что оба стремятся по мере сил и умений нанести урон себе подобному. Выстроим
технику смешанных единоборств в следующей последовательности: ПАРТЕР - БОРЬБА В СТОЙКЕ - УДАРНАЯ ТЕХНИКА - ОРУЖИЕ (НОЖ ИЛИ ПАЛКА).
Вроде мы учили все варианты техник, которые отрабатываются на данный момент в залах боевого искусства.
Пользуясь этой схемой, мы проследим 9 закономерностей, присущих всем смешанным единоборствам в целом:
1 - я закономерность смешанных единоборств - увеличивается дистанция схватки.
Эта закономерность лежит, что называется, на поверхности. Партер ведется почти при полном отсутствии расстояния между бойцами, да еще и пол с другой стороны подпирает. При борьбе в стойке дистанция определяется длиной руки, взявшей захват. Дистанция в ударной схватке зависит от длины конечности, наносящей удар, и плавно возрастает от близкого боя на боксерском ринге к технике ног восточных единоборств, типа каратэ или ушу. Дистанция в схватке с оружием диктуется длиной руки плюс длина оружия и возрастает от ножа к палке.
2 - я закономерность смешанных единоборств - уменьшается контакт тел противников.
В партере контакт тел более чем тесный. Проводя удержание, приходится налегать на противника всем весом, руками сковывая его движения, а корпусом прижимая к полу. При борьбе в стойке постоянно держится захват, то есть присутствует контакт рук. Иногда в дело вступают бедра, плечи или другие части тела, через которые приходится лететь противнику на ковер в момент броска. Схватка на ударной технике в рукопашном бое постоянного контакта уже не предусматривает. Только эпизодический контакт головы с кулаком, локтем или пяткой в момент получения удара. Контакта тел в схватке с оружием нет по определению, его заменяет удачный (смотря для кого) контакт оружия с телом.
3 - я закономерность смешанных единоборств - увеличивается вариативность техники.
В партере количество возможных вариантов развития ситуации ограничивается с одной стороны тесным контактом тел, с другой стороны (в прямом смысле этого слова) полом. Одна ситуация имеет один, максимум два варианта развития событий. Если борец взял противника на удержание, то способов уйти из неудачного положения удручающе мало, а если берет грамотно, то их вообще может и не быть. Вариативность борьбы в стойке ограничивается обоюдным захватом, но из удачного захвата опытный борец может сделать 3 - 4 различных броска. В ударной технике рукопашного боя вариантов развития событий столько, что подсчитывать их становится затруднительно. Если противник атакует ударом кулака в голову, то боец может: защититься подставкой дальней руки, сбить удар передней рукой, отклониться, уклониться, уйти шагом в одну или другую сторону и, одновременно контратаковать встречным ударом руки или ноги по разным траекториям. В схватке с оружием количество возможных траекторий ножа не могут подсчитать даже профессионалы, признавая, что на средней дистанции идет просто "обоюдная порезка".
4 - я закономерность смешанных единоборств - уменьшается цена ошибки.
Логический вывод из предыдущей закономерности. Чем меньше вариативность событий в смешанных единоборствах, тем выше цена ошибки. Чем больше вариативность, тем меньше вероятность, что ошибка приведет к фатальному результату. Допустив одну оплошность в партере с опытным борцом, вы тут же получаете либо болевой, либо удушающий прием. Далее без вариантов. Если вы "попали" на бросок, то уже есть шанс затянуть противника на пол и продолжить схватку в партере. Пропустив удар в стойке можно разорвать дистанцию, прийти в себя на безопасном расстоянии и снова вступить в бой. Напоминает разницу между шашками и шахматами. Один неправильный ход в шашках может стоить всей партии. Потерянная пешка в шахматах вполне может быть отыграна в течение игры. Исключение из этой закономерности составляет оружие в силу того, что даже небольшой порез может иметь серьезные последствия.
5 - я закономерность смешанных единоборств - увеличивается скорость движения.
Схватка в партере самая медленная. Подчас на изменение положения нужно до нескольких десятков секунд (уход от уже упоминавшего удержания). Болевые и удушающие тоже требуют времени. Приходится преодолевать сопротивление противника, вытаскивать и разгибать атакованную руку (при рычаге локтя), добираться до шеи и так далее. В стойке ситуация развивается быстрее. Борьба за захват, выведение из равновесия - не самые скоростные процессы, но бросок делается сравнительно быстро. В боксе ситуация меняется за доли секунды со скоростью калейдоскопа. Увидеть нокаутирующий удар со стороны сложно даже опытному человеку, а для неискушенных зрителей его показывают на замедленной съемке после раунда. Именно из-за вариативности и динамичности популярность бокса как вида спорта во всем мире далеко обгоняет борьбу. Имена Тайсона и Роя Джонса знает даже непосвященный, но мало кто может назвать действующего чемпиона мира по дзюдо. Уследить за фехтованием оружием практически невозможно, так как к скорости движения предплечья и плеча добавляется скорость движения кисти с ножом или палкой.
6 - я закономерность смешанных единоборств - уменьшается роль силы.
Роль силовых качеств, связанных с таким важным параметром как вес, в смешанных единоборствах от партера к оружию понижается. Чем более тесный контакт тел противников, тем большую роль играют сила и вес. В партере у легкого бойца практически нет шансов против тяжелого противника. В борьбе в стойке на стороне сильного, тяжелого и устойчивого практически всегда будет преимущество. Как говорил один борец: "Когда противник на 20 кг легче, сразу чувствуешь себя великим мастером"! В ударной технике рукопашного боя "первую скрипку" играет уже не сила, а скорость. В схватке с оружием вес и сила значения практически не имеет. Владеющий ножом 60 кг человек может успешно порезать 90 кг противника. Все решает скорость, которая у более легкого адепта выше, и реакция. Как говорили американцы: "Господь Бог создал человека, а господин Кольт сделал его равноправным".
7 - я закономерность смешанных единоборств - увеличивается роль рефлексов.
Приемы должны быть доведены до уровня рефлексов - азбука любой серьезной школы смешанных единоборств. Однако сознательное вмешательство в процесс боя тоже возможно. При этом соотношение сознательных и рефлекторных компонентов меняется в зависимости от скорости работы. Чем выше скорость, тем меньше возможность оценить ситуацию и сознательно поступить тем или иным образом, а соответственно приходится больше полагаться на отработанные до автоматизма рефлексы. В рукопашном бое в партере достаточно времени, чтобы оценить положение, сознательно перебрать варианты и сообразить, что делать дальше. Дело облегчается меньшим количеством вариантов (см. выше), из которых приходится выбирать. В борьбе сознательный контроль представляет собой более сложную задачу, но в момент борьбы за захват или выведения из равновесия вполне можно успеть "подключить" сознание. Бросок делается уже на "автомате". В ударной схватке на долю сознания остается только общий контроль хода боя, вся "текучка", типа удар - отклон - ответный удар, идет только на рефлексах. В схватке с оружием скорость настолько высока, а сама схватка подчас настолько скоротечна, что на работу сознания надеяться не приходится. Успеть сообразить, что делать, если перед вами противник с оружием можно только в компьютерной игре, и то когда ставите игру на паузу и лениво вытягиваясь в кресле соображаете: "Как бы мне его..."?
8 - я закономерность смешанных единоборств - уменьшается возможность контроля.
В каком бы стиле, в рукопашном бое, борьбе или каратэ ни проводилась схватка, калечить ученика в зале не позволит ни один здравомыслящий инструктор. Низкая скорость процессов в партере и борьбе позволяет лучше контролировать процесс схватки и своевременно вмешиваться в ее ход, если здоровью одного из борцов угрожает опасность. В партере судья спокойно ждет момента, когда попавший на удушение или болевой прием борец постучит ладонью по татами. В борьбе в стойке предотвратить опасный бросок получается далеко не всегда. В боксе судья, как правило, вмешивается в бой лишь после того, как боец, уже получив нокаутирующий удар, теряет ориентацию и может быть окончательно "расстрелян" противником. В ножевом бое выделить из нескольких обоюдных "порезов" самый опасный настолько сложно, что эта проблема удовлетворительно не решена до сих пор ни в одном стиле, где занимаются фехтованием оружием (как решали ее мы, смотрите правила ножевого боя "Гибкое лезвие").
9 - я закономерность смешанных единоборств - увеличивается условность.
Низкая скорость процессов в борьбе и партере и возможность их контроля ведут к тому, что процесс отработки приемов в борцовском зале имеет минимальное количество условностей. "Если я взял захват, то мне все равно где бросать, в зале или на улице", - так говорил мой первый тренер по самбо. В борьбе существуют ограничения, вроде запрета бросков на голову, но подобные приемы технически очень сложны и случаются чрезвычайно редко. Как правило, что борец отрабатывает, то он и делает, что на тренировке, то на соревновании, что на улице. В боксе схватка идет уже с применением протекторов: перчатки, капа, шлем. Запрещены удары в целый ряд легкодостижимых центров, типа ударов ниже пояса или в затылок. Да и удары на тренировке боксеры придерживают, чтобы не калечить друг друга до соревнований. Схватка с оружием настолько плохо контролируема, что все попытки отрабатывать приемы с острым ножом или палкой на реальной скорости заканчиваются для энтузиастов больницей. Остается только имитировать оружие и снижать скорость работы до уровня замедленной съемки в кино.
Вот и все закономерности смешанных единоборств. При всей их упомянутой сложности, смешанные единоборства пользуются популярностью у людей, так как не все интересуется традициями и ритуалами двух-трех вековой давности, и не всем требуются призовые места на соревнованиях, но, гибкость в различных ситуациях, которую дают тренировки по рукопашному бою бывает очень полезна я при самообороне на улице.
Раздел "Тренировки по рукопашному бою в Москве".
Статьи "Техника и приемы рукопашного боя".
Статья поставлена в интернет 16.08.06