light Главная light Почта light Карта сайта light Тел. 8-495-395-60-36 Тел. 8-916-228-33-18
slogan
name
     
Выпадающее меню Javascript DHTML . Издатель dhtml-menu-builder.com

Д. Ю. Медведев-Барьяхтар Киевская Русь

Люди на войне.

Часть II Русский героизм.

вторая мировая война, красная армия, вермахтСоветская система военной подготовки была далека от идеала. Русский офицерский корпус был практически уничтожен в ходе революции и гражданской войны. У нас часто говорят, что война изменилась настолько, что ветеранам Первой мировой на фронтах Второй делать было нечего. Сомнительное утверждение, особенно в свете того, что в немецкой армии весь высший офицерский состав воевал в Первую мировую войну, начиная с самого Гитлера и Геринга. Им приобретенный ранее опыт позиционной войны почему-то воевать не мешал. Русские офицеры были не глупее немецких и люди такого мужества, патриотизма и военного таланта как Антон Деникин, Сергей Марков, Михаил Дроздовский, Владимир Каппель и еще десятки тысяч русских офицеров с опытом Первой мировой войны были бы не лишними и на фронтах Второй мировой. Увы, в Красную армию на смену «золотопогонникам» пришли вчерашние крестьянские дети «от сохи», которые были совсем не глупее потомственных дворян, а в чем-то сообразительнее и целеустремленнее их, но вот опыта, грамотности и умения работать с людьми, то есть профессиональных офицерских навыков, им явно не хватало. Времени от Гражданской войны до 1941 года прошло совсем мало, и готовили в СССР новых офицеров бешеными темпами. Однако, большинство этих плохо, но хоть как-то подготовленных офицеров и солдат кадровой Красной армии полегло в 1941 году (в том числе и мой дед – лейтенант саперных войск). Далее все четыре года войны подготовка и работа с солдатами в Красной армии часто сводилась к импровизации на поле боя. Как вспоминал один ветеран – показали, как разбирать винтовку, дали 4 раза выстрелить и в окопы. Вот и вся подготовка.

Сильная черта Красной армии состояла в готовности солдат и офицеров жертвовать собой ради других, либо ради выполнения боевой задачи. Известный подвиг Матросова, закрывшего собой амбразуру пулемета – пусть я сейчас умру, но вот те, за моей спиной, будут жить! Гастелло, таранящий на самолете колонну военной техники – да, я сдохну, но хоть одного гада с собой утащу! Солдаты бросались с гранатами под танки, летчики и танкисты шли на таран вражеской техники. Офицеры и политработники первыми вставали под пулеметы из окопов и вели пехоту в атаку по минному полю, и люди шли за ними потому, что «пусть мне конец, но зато за мной пройдут танки и этих сволочей на гусеницы намотают». Подобный подход, аналогично принципам подготовки вермахта, внедрялся в Красной армии снизу доверху. Примеры такого самопожертвования можно множить и множить, но только один случай, произошедший в 1942 году.

Обстановка на Кавказе, после прорыва немцев под Сталинград и броска на юг за нефтью Майкопа и Грозного, была тяжелейшая. Офицеры немецкой горной дивизии «Эдельвейс» мало того, что все имели серьезную альпинисткою подготовку, так еще и в 30-х годах исходили Кавказ собственными ногами и отлично знали местный рельеф (до сих пор некоторые горы в Осетии носят немецкие названия). Наши офицеры гор не знали и воевать в горах не умели. Все советские альпинисты были раскиданы по фронтам от Мурманска до Сталинграда. В результате ключевые перевалы кавказского хребта немцы захватили стремительно. Чтобы отбить один из таких перевалов был набран взвод добровольцев. Решили ночью забраться по вертикальной стене со стороны, с которой немцы не ждали нападения. Одна проблема – альпинистского снаряжения не было, да если бы и было, бить крючья в ночной тишине самый простой способ обнаружить всех. Поэтому каждый лез на свой страх и риск с одним условием – при срыве и падении с вертикальной стены не кричать, чтобы не выдать остальных. Несколько человек сорвалось и разбилось насмерть. НИ ОДИН НЕ ЗАКРИЧАЛ.

Часто эту готовность к самопожертвованию и героизму называют национальной чертой русского характера, но вот в ходе только что отгремевшей Первой мировой войны что-то ничего подобного в русской армии замечено не было (а может, не было необходимости). Скорее, дело в грамотной и умелой советской пропаганде, когда подвиги Матросова или Гастелло становились образцом для подражания тысяч людей. С этой точки зрения фраза, что «Отечественную войну выиграл народ» выглядит не очередным лозунгом, а констатацией факта. Стихотворение Константина Симонова «Так убей» оружие более страшное, точное и смертоносное, чем все танки Т-34 вместе взятые.

«Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!»

Окончание "Американская сообразительность"

военная история Статьи по военной истории

Статья поставлена на сайт 5.04.2017

 

     
 
Rambler's Top100
copyright © 2009 created by sagitt