light Главная light Почта light Карта сайта light Тел. 8-495-395-60-36 Тел. 8-916-228-33-18
slogan
name
     
Выпадающее меню Javascript DHTML . Издатель dhtml-menu-builder.com

Д. Ю. Медведев-Барьяхтар единоборство

Этапы обучения единоборству и рукопашному бою.

Часть II

единоборство рукопашный бойЛюбой занимающийся в зале единоборств человек проходит в своем развитии три основных этапа: ученик, боец, инструктор. Как меняется на этом пути его физическая подготовка, техника и приемы рукопашного боя, а также его психика?

Боец в зале единоборств.

Ученик изучает технику, жадно набирает информацию из любых источников. Боец уже понимает, что увеличивать количество приемов рукопашного боя и вариативность техники единоборства можно до бесконечности. Перед бойцом стоит другая задача - применить технику для того, для чего она и предназначена, то есть для достижения победы в схватке с противником. И опять-таки не важно, по каким правилам ведется бой. Обусловленный это спарринг, соревнования по правилам в борьбе, боксе, рукопашном бое или драка на улице. Рамки могут быть шире или уже, смысл один – бойцу противостоит конкретный противник, с которым он должен справиться с помощью своей физической подготовки, приемов и психики.

Физическая подготовка для единоборства.

Прием в рукопашном бое делается за счет тела. Как было сказано выше, в зале единоборств не в шахматы играют. Отрицать роль физической подготовки в схватке может только человек, который ни разу в эту схватку не вступал. Да, техника тоже очень много значит, но, по факту, техника рукопашного боя это наиболее рациональный способ использовать физические качества конкретного бойца. Но, чтобы использовать, сначала надо их иметь. Характер нагрузок в рукопашном бое очень разный, что сильно отличается от большинства видов тяжелой и легкой атлетики. Существует пять основных физических качеств: сила, скорость, выносливость, гибкость и ловкость (координация) и развивать бойцу придется все эти качества. Однако приоритеты здесь можно расставить. Бойцу необходимы сила и скорость, нужны ловкость и выносливость и желательна гибкость. Почему именно в таком порядке.

Сила и скорость это первые условия того, что прием рукопашного боя будет вообще выполнен в схватке. Это только в айкидо можно пользоваться только силой противника. Нам до такой крутости далеко. Борьба требует по большей части силовых качеств, ударная техника – скоростных. Комбинированная ударно-бросковая подготовка для рукопашного боя это очень хороший баланс первого и второго.

Ловкость родная сестра координации. Различие в том, что координация это то, что человек может сделать с собственным телом, ловкость – то, как он с помощью этого тела решает внешние двигательные задачи. Если ученик с помощью координации разучивает прием рукопашного боя, то боец должен быть достаточно ловок, чтобы выполнить этот прием в единоборстве с противником. Вовремя и по нужной траектории вложить удар в открывшуюся брешь в обороне, поймать движение противника и бросить его в правильном направлении и так далее.

Выносливость. Часто приходится слышать, что настоящий бой всегда быстротечен. Почему-то отстаивающие данную точку зрения инструктора единоборств, как правило, атлетическим телосложением не отличаются. Опыт же рукопашного боя говорит о том, что бой бывает быстротечным тогда, когда либо противник либо ничего не умеет, либо не готов к схватке (имеющиеся навыки не актуализированы). С подготовленным и готовым к схватке противником, как правило, приходится повозиться. Иногда в переносном смысле, иногда и в прямом (имеется в виду партер). А уставший это не боец, какой бы эффективной техникой единоборств он не обладал.

А как же гибкость? Где же красивые и амплитудные удары в голову от восточных единоборств? Как раньше говорили - нет шпагата, нет каратиста (сродни - нет йога без лотоса). Меньше нужно фильмы с Ван Даммом смотреть. В первую очередь, гибкость это не только шпагат, гибкость это амплитуда движения суставов, то есть сюда относятся и плечевые суставы, и запястья, и скручивание позвоночника и многое другое. Во вторую очередь, удары ногами в голову в серьезной схватке это скорее исключение, чем правило. Слишком удар ногой медленный, слишком долго человек находится на одной ноге и не может маневрировать, слишком большую дистанцию требует такой удар и так далее, и тому подобное. Одним словом, ногой в голову в рукопашном бою бьют либо мастера, либо... (подставить термин в соответствии со своим лексиконом). В третьих, амплитуда в остальных суставах в схватке используется редко. Так руки должны быть всегда перед корпусом для более быстрой атаки и защиты. Поэтому амплитуда в плечевых суставах для ударов руками в рукопашном бою практически не нужна. А любой люфт в районе запястья при ударе напрямую ведет к травме. Вот почему гибкость - желательна, но не обязательна.

Техника и приемы рукопашного боя.

Еще раз стоит напомнить, что техника нужна бойцу не для демонстрации приемов рукопашного боя на публике, а для победы в схватке с конкретным противником. А противник живой человек, который, по непредсказуемости действий, опережает самый сложный тренажер. Однако определенные закономерности в его действиях все-таки просматриваются. Если быть кратким, то их можно свести к нескольким правилам.

Если вы не атакуете противника – то он атакует вас, вынуждая уйти в защиту. А защита дело такое… ни одна защита в рукопашном бое не бывает абсолютной. Не первый или второй, так третий удар обязательно пройдут. Далее вести бой будет уже сложнее в силу объективных повреждений, которые наносит телу удачный удар. Вообще, увлечение защитой в единоборствах напоминает игру в футбол в одни ворота. Противник атакует ваши ворота раз за разом, вы защищаетесь, пока, наконец, не допустите естественную в этом деле ошибку. Он же, в силу отсутствия вашей атаки, остается целым и невредимым. Поэтому первая задача, которая стоит перед бойцом в схватке – умение наступать и атаковать.

единоборство рукопашный бой На этом можно было бы и закончить, но если вы атакуете серьезного противника, он защищается, а если защита была удачной, тут же контратакует. Например, если вы ударили противника, он прикрывается, уклоняется, маневрирует и, затем, бьет в ответ. Если бросаете – приседает, сопротивляется, а затем пытается свалить на пол уже вас. Отсюда в рукопашном бое нужно не просто уметь атаковать. Нужно атаковать так, чтобы обойти защиту противника и, одновременно, быть готовым к атаке с его стороны. Вроде элементарные вещи, но как часто при отработке ударов, особенно в «боевых стилях» единоборств противника представляют не живым человеком, а чем-то вроде макивары, спокойно ждущей пока по ней отработает свои приемы ученик. Аналогично и в бросковой технике. Далеко не только в одном айкидо считается, что при проведении броска противник расслабляется и бежит туда, куда нужно бросающему а затем по красивой траектории совершает полет на пол.

Однако все это так и останется идеями без конкретного приложения, если в дело не вступит процесс банального набора боевого опыта. Ученик, даже удачно выигравший одну схватку, и боец, выдержавший (выигравший и проигравший) десятки боев и схваток это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Выше было сказано, что каждый человек уникален. Аналогично в единоборствах уникальна каждая ситуация схватки. Противник может стоять дальше и ближе, присесть выше – ниже, по-разному защищаться и контратаковать и так далее. Как бы хорошо не оттачивался прием рукопашного боя, но в бою надо делать поправки с учетом конкретной ситуации. Процесс осложняется тем, что бойцу приходится действовать:

  • при остром дефиците времени, поскольку ситуация в схватке меняется быстро.
  • в условиях психологического стресса, который сопровождает любую, даже обусловленную правилами схватку

Условно говоря, в голове у ученика имеется только один шаблон выполнения приема рукопашного боя. В схватке, видя ситуацию подобную той, которая отрабатывалась на тренировке, боец делает необходимые поправки и возникает второй шаблон. На изобретение этого шаблона тратится определенное время. Кстати, именно поэтому неопытные бойцы так часто не успевают действовать вовремя. Имея два шаблона, изобретение третьего занимает уже меньше времени. Если количество шаблонов одного приема измеряется десятками, изобретение очередного шаблона уже не представляет проблемы и выполняется за минимальное количество времени. Приемы рукопашного боя выходят на уровень рефлекса.

Психика бойца.

Бой дело тяжелое. Только в фильмах герои умудряются бить друг друга по физиономии не оставляя синяков и гематом, не задыхаясь, не потея и не получая травм. На практике рукопашный бой это боль, усталость, пот, травмы и прочие малопривлекательные переживания. Основное свойство психики настоящего бойца единоборств это устойчивость к этим, а также куче других отрицательных факторов. Поэтам с тонкой душевной организацией здесь делать нечего. Одним из самых серьезных воздействий, с которыми приходится сталкиваться бойцу, это психологический прессинг со стороны противника. Бойцу, даже ограниченный правилами схватке, приходится встречаться с конкретным человеком, которого ему надо победить, а у противника свой, прямо противоположный сценарий того, что произойдет в ближайшие несколько минут. Иначе говоря, в схватке соревнуются не только физические качества и техническая изощренность, но и характеры конкретных людей.

Бой это стресс, и стресс серьезный. Неподготовленный человек в такой ситуации теряется, бойцу обязательно нужна настройка с которой он выходит против противника. Сложные схемы здесь неуместны. В спокойном состоянии человек может держать от 5 до 7 центров внимания. В ситуации стресс это число сокращается до 3. Мы, на практике, огранивались следующей тактической установкой:

  • иди вперед и бей
  • если противник отступает – преследуй
  • если идет на тебя – входи в захват и бросай

Естественно, эта установка работает только тогда, когда боец уже не задумывает о том, как ему делать тот или иной прием рукопашного боя. В противном случае мы имеем дело еще с учеником, которому надо в первую очередь довести технику единоборства до автоматизма. При не отработанных до нужного уровня приемах количество центров внимания увеличивается и уделить внимание тактике боя все равно не получится.

Этот навык противостояния «человек – человек» еще одна особенность, которую не может воспроизвести ни один тренажер и не даст ни одна отточка чистой техники единоборства. Единственное условия для приобретения данного навыка – бой. Пусть спортивный, пусть ограниченный рамками правил, но бой, схватка, в которой встречаются два человека. Мы живем в относительно спокойном мире, где противостояние «человек – человек» сведено к минимуму путем писанных и неписанных правил и законов. И тем сложнее современному человеку ориентироваться в критической ситуации, когда противостояния не избежать.

единоборства рукопашный бой Продолжение "Этапы обучения единоборству и рукопашному бою".Часть III - Инструктор.

единоборства Раздел "Тренировки по рукопашному бою в Москве".

Статьи "Техника рукопашного боя и смешанных единоборств"

Статья поставлена в Интернет 12.01.13

 

     
 
Rambler's Top100
copyright © 2009 created by sagitt