Д. Ю. Медведев-Барьяхтар
Цель смешанных единоборств
или зачем мы деремся.
"Цель
не оправдывает средства, но диктует их подбор."
Истина от инструктора по мордобою. |
Когда человек делает какое-то дело, то естественно, что сначала он представляет себе результат своего труда и соответственно этому готовится к работе. Например, строитель имеет план дома, который он собирается построить. Под этот план заготавливается необходимый материал. Если это жилой дом, то материалы будут одни и строится он одним образом. Если же это будет, предположим, заводской корпус, то и материалы должны быть соответствующими, и строительство будет идти совсем другим путем. Представляете себе строителя, который, начав заготавливать материалы, даже приблизительно не знает, что за здание ему предстоит строить? Одним словом, без четкой цели любая затея заведомо обречена на провал: оборачивается большой неразберихой и, в дальнейшем, немалыми потерями. Энтузиазм и добрые намерения исполнителей не только не поправляют, а, подчас, даже ухудшают ситуацию. Какая же цель смешанных единоборств и рукопашного боя, цель с которой приходит в зал единоборств человек, цель, ради которой он согласен терпеть боль, усталость и прочие мало привлекательные аспекты тренировок по смешанным единоборствам?
Смешанные единоборства не строительство, и относится к нематериальной сфере человеческой деятельности. Однако все вышесказанное касается его даже в большей степени, потому что, когда результат нельзя пощупать, цель, а с ней и смысл работы теряются гораздо легче. Первый и естественный смысл любого стиля единоборства и рукопашного боя - бой, в схватка с противником. Но с какой целью мы вступаем в схватку? Самый простой ответ: чтобы ее выиграть. Правильно! Только есть тут одна загвоздка. Когда можно считать, что бой мы действительно выиграли? Пожалуй, только тогда, когда наш противник не в состоянии причинить вам какой-либо вред и не может продолжать схватку, даже если очень этого хочет. Заметьте, это очень важно! Не может, даже если хочет. Далеко не каждый удачный прием смешанных единоборств может остановить матерого бойца или человека в состоянии аффекта. Первый поставлен рядом со вторым не случайно. Оба они не подвержены страху или панике, не обращают внимания на кровь и боль и ведут схватку до конца, своего или нашего. То, что у первого такое состояние является результатом долгих тренировок в зале единоборств и опыта, а у второго результатом неадекватного психологического состояния в данном контексте несущественно. Я знаю не так много способов, позволяющих однозначно без оружия обезвредить подобного противника. По сравнению с огромным количеством приемов смешанных единоборств, их всего… пять. Два из них относятся к ударной технике, один к технике борьбы в стойке и два к технике борьбы в партере.
Впрочем, неужели проблема цели в бою настолько существенна, что без четкого ее понимания тренироваться и совершенствоваться в смешанных единоборствах невозможно? Ведь десятки тысяч спортсменов, не особенно мучаясь по этому поводу, ежедневно приходят в спортзалы, отрабатывают технику, точат коронные приемы рукопашного боя, накачивают мышцы и так далее. Дело как раз в том, что в любом спортивном стиле с целью схватки проблем не возникает. Смысл спортивной схватки в победе на определенной технике по определенным правилам. Сделал удачно прием, получил положенное количество очков. Если сделать прием удалось твоему противнику, получает, естественно, он. К концу подсчитали, кто набрал больше, и присудили победу. Остальное, типа широты рамок правил, одежды участников, места поединка - детали. Однако, если для вас важнее такой практический аспект смешанных единоборств как самооборона, то с целью схватки стоит разобраться подробнее. Может быть, тогда спарринги в наших залах не будут напоминать строительство дома без плана, когда материал заготовили под деревенский дом, котлован отрыли под заводской корпус, начали строить небоскреб, а к концу подвели его под церковный купол. Давайте четко сформулируем себе цель и способы ее достижения, и тогда через хаотические махания руками - ногами проступит настоящая логика рукопашного боя.
Первый способ - нокдаун или нокаут в голову.
Попадание кулака, ладони или любой другой жесткой части вашего тела в схватке в голову противника (а лучше конкретно в подбородок, КПД выше) вызывают потерю сознания на различный срок, в зависимости от силы и точности удара. Обратите внимание: для того, чтобы отправить противника в нокаут, совсем не обязательно превращать его физиономию в кровавую и малосимпатичную маску. Может, подобные хари и смотрятся зрелищно с экрана, но опытный боец, как уже говорилось, на кровь, свою или чужую, не обратит внимания, так как кровь это такая же неотъемлемая часть его работы, как пыль и шум для строителя. Человек же в состоянии аффекта ее либо просто не заметит, либо озвереет со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тем, кто сомневается, что именно нокаут, а не разбитый нос - это завершение схватки, рекомендую проверить на личном опыте. Побывав разик-другой в состоянии нокаута, вы сами сможете оценить его окончательность и завершенность. Когда лежишь в отключке, сложно строить из себя крутого парня, да и после прихода в сознание общее состояние оставляет желать лучшего. Про то, что человеку в состоянии нокаута можно навесить еще, превратив его в долговременную потерю сознания, можно и не упоминать. Естественно, что для такого результатата, удар должен быть выставлен и отработан до необходимого уровня, как на лапах и мешках, так и в схватке с противником в зале смешанных единоборств.
Второй способ - нокаут по корпусу.
Здесь можно выбирать между ударом в солнечное сплетение, по печени, по селезенке, под сердце. Естественно, что удар должен быть достаточной силы для того, чтобы, пробив мышечный корсет, вызвать нарушение кровообращения, потерю дыхания и другие малоприятные и не совсем полезные для здоровья вещи, от которых боец если и не теряет сознание, то явно не в состоянии двигаться, напоминая вытащенную на берег рыбу, судорожно хватающую ртом воздух. Эффект от таких ударов длится подчас дольше, чем от удара в голову, так как на восстановление нормального дыхания и кровообращения требуется немало времени. Правда, накачать пресс легче, чем накачать подбородок, но ни один человек не в состоянии постоянно держать мышцы живота поджатыми. Когда-нибудь ему нужно будет вздохнуть. Дальше все зависит от вашего опыта и чувства момента. К тому же данные удары ценны тем, что в отличие от ударов в голову почти не оставляют синяков, ссадин и других отметин, что очень удобно на тренировке по смешанным единоборствам. Посидев пять - десять минут в уголке зала, ваш партнер отправляется домой, не распугивая окружающих своим внешним видом и не вызывая ненужных сетований родных и близких.
Третьий способ - бросок с высоты на жесткую поверхность.
Падение тела человека с определенной высоты может привести к очень серьезным повреждениям. Особенно, если эта поверхность жесткая, а падающий не обладает навыками самостраховки. Далеко не каждый человек может после этого встать на ноги. Но, для такого эффекта надо поднять и бросить противника хотя бы с высоты собственного таза (бросок через бедро), а еще лучше с высоты плечей (бросок через плечо, мельница). Странно, что иногда даже борцы сомневаются в эффективности данных приемов, но помните, что когда на тренировках по борьбе вы десятки раз бросаете друг друга в зале без особого вреда, вы падаете на маты, а навык самостраховки и акробатики это первое, что ставится на любой тренировке по борьбе. Кроме того, боец после падения на пол может быть добит оставшимся на ногах противником. Особенно, если упавший не обладает навыками самообороны на полу, что, кстати, очень подробно разбирается на наших тренировках по самообороне. Впрочем, и грамотное добивание тоже встречает не часто. Я знаю много секции и спортзалов смешанных единоборств, где ученики сносно бросают, но совершенно не представляют, что нужно делать после броска с упавшим противником.
Четвертый способ - болевые приемы на суставы.
В общей структуре человеческого тела суставы и крепящиеся к ним сухожилия это наиболее слабые звенья. Кости по сравнению с ними крепче, а мышцы эластичнее. Вспомните, много ли вы видели в залах смешанных единоборств травм костей или разрывов мышц? Я за десяток-другой лет видел около десятка. А много ли травм суставов? Любой серьезно занимающийся смешанными единоборствами человек может сочинение писать про растяжения и вывихи, как свои, так и чужие. Чаще всего болевые приемы делаются в партере, когда подвижность бойца ограничена полом, но не исключена и работа в стойке. По сравнению с ударными воздействиями болевые приемы для проведения требуют гораздо больше времени, что, впрочем, не относится к минусу данной техники. Просто всему свое место и свое время. Например, если вам противостоят несколько противников, то крутить руку одному, надеясь, что другие будут стоять и ждать, по меньшей мере, глупо. С другой стороны, если противник один, нет смысла его калечить и в запасе есть немного времени, то фиксация приема на пороге боли способна остудить самые горячие головы без излишних последствий. Если же "голова" остужаться явно не собирается, то вполне можно довести прием до конца, лишив человека возможности пользоваться рукой или ногой, а затем спокойно посмотреть на его попытки продолжить драку. Хотя, в принципе, можно и самому продолжить атаку дальше, выкручивая по очереди все целые конечности одну за другой. Одно плохо. Пинать человека можно часами, а, выкрутив пару рук и пару ног, вам по неволе придется остановиться за отсутствием подходящего для работы материала, если только не пойти по линии утончения и не взяться за суставчики пальцев. Правда это больше смахивает на садизм, а не на смешанные единоборства.
Пятый способ - удушающие приемы.
Сами по себе удушения делятся на два типа. Можно надавить на горло, перекрывая снабжение головы кислородом, а можно пережать артерии под ушами, прерывая поступление в голову крови. Хотя данные мелочи, в основном, интересны только профессионалам от смешанных единоборств, и при большинстве удушений сразу перекрывается как первое, так и второе. В остальном удушения повторяют черты, характерные для болевых приемов, то есть они делаются чаще всего в партере, требуют времени для исполнения и позволяют регулировать силу воздействия в зависимости от ситуации. Удушающие приемы - это одни из немногих приемов смешанных единоборств, которые могут привести к летальному исходу. В этом плане они сравнимы с иккен-хиссацу (ударом наповал) окинавского каратэ. Только ударом наповал (да простят меня господа каратисты!) не владеет в наше время практически никто, и пока это, по большей части, желательный, но недостижимый лозунг. Поставить же грамотную технику удушения можно и подростку. Пусть он проведет прием только на сверстнике, но это вполне реальная и осуществимая задача. Странно, что в технических арсеналах большинства стилей единоборств претендующих на звание "боевых", удушающие приемы выпущены либо как ненужная информация, не имеющая реальной ценности, либо как слишком опасная техника. И тот, и другой подход изначально строятся на неверных предпосылках. Знать подобные приемы необходимо, так как эффективных и методически простых в отработке способов закончить схватку не так уж и много. Опасность же данных техник компенсируется уже упоминавшейся возможностью регулирования воздействия.
Что еще может вывести противника из строя в схватке? Удары в горло, висок, глаза, пах. Эти точки пробиваются легко, даже слишком легко, удар небольшой силы приводит к таким последствиям, которые однозначно можно охарактеризовать как тяжелые повреждения. Именно это, как ни кажется странным на первый взгляд, и препятствует их эффективному использованию в тренировочном процессе смешанных единоборств. Из-за возможности легкого травмирования партнера отрабатывать удары в контакт на полной скорости в эти зоны на тренировке практически невозможно. Я же, реалистично подходя как к собственным способностям, так и к способностям своих учеников, не склонен доверять навыку, который не обкатан на тренировке на полной скорости и в полную силу. Пусть оптимисты считают, что у них в нужный момент "все включится" само собой! На то они и оптимисты. Я, относя себя к реалистам, предпочитаю ставить своим ученикам приемы смешанных единоборств, которые можно довести до автоматизма, не зависящего от времени, места и состояния. Кроме ударов в вышеупомянутые точки, вывести из строя могут некоторые броски, при которых противник падает на голову, ломая себе шейные позвонки, либо приземляется позвоночником на колено и тому подобные препятствия. Увы! Здесь проблема та же. Отработать до автоматизма такие приемы невозможно. Бросить человека на голову это примерно то же самое, что ударить в горло или в висок. Результат отработки их на тренировке в реальном режиме - больница для одного из вас. К тому же подобные броски очень сложны в исполнении, и провести их в схватке можно только тогда, когда вам противостоит не равный боец, а неопытный новичок более легкого веса. Правда, его можно положить и так, не особо утруждаясь сложнейшими техниками.
Основные способы выведения противника из строя мы установили. С этой точки зрения все приемы, которые можно применить в схватке, делятся на две группы. Либо это приемы смешанных единоборств, которыми можно положить противника (нокаутирующий удар, амплитудный бросок, болевой, удушающий), либо это приемы, которые не приводят к такому координальному результату. Логичный вопрос: зачем тогда нужна вторая, беззубо-бесцельная группа приемов, и не проще ли отрабатывать только основные, например, точить один-единственный удар в голову? Тем более что подобные попытки уже предпринимались в окинавских школах каратэ. Не знаю, с какими лохами предстояло драться окинавским крестьянам (вроде самураи под эту категорию не особо подходили), что они рассчитывали на один-единственный удар. Что называется "съесть-то он съест, да кто ж ему даст". Но опыт схваток и боев свидетельствует о том, что провести прием смешанных единоборств, однозначно заканчивающий схватку вашей победой, без солидной предварительной подготовки достаточно сложно, а если вам противостоит опытный противник, то практически невозможно. В ударной технике смешанных единоборстватака готовится финтами, заставляющими противника раскрыться или другими ударами, дающими отвлекающий или болевой эффект. Однако, внимание! Все эти действия только тогда приобретают смысл, когда за ними следует основная атака. Если же завершающего удара нет, или он не отработан до приличного уровня, весь бой превращается в обмен пощечинами без сколько-нибудь конкретной цели. Если вы ударили противника за время раунда пять раз, а он вас четыре раза, что из этого следует? Только то, что у него в худшем случае на один синяк будет больше, и если бы не три стандартные минуты боя, он мог бы вполне наверстать упущенное. И не надейтесь количеством ударов средней силы заменить качество одного нокаутирующего. Человек существо удивительно крепкое и может выдержать достаточно много "ударных нагрузок" среднего характера. Разбитый нос, синяк под глазом и тому подобные неприятности переживаются легко, особенно если не придавать им большого значения. Прибавьте к этому и уровень адреналина в крови, снижающий болевой порог в схватке. Вроде эти истины не так уж и сложны, но мне не раз приходилось разговаривать с различными представителями как восточных, так и отечественных стилей смешанных единоборств, которые козыряли объемом своих боевых арсеналов, но тушевались при элементарном вопросе: "А вы реально клали противника в бою, и, если да, то какими ударами?" Одним словом, не рассказывай, как ты можешь ударить противника. Расскажи, как можешь отправить его в нокдаун!
Аналогично финтам в ударной технике смешанных единоборств, роль подготовки для болевых - удушающих приемов выполняют броски с колен, броски в падении и другие методы перевода противника в лежачее положение. В отличие от амплитудных бросков, при которых противник расшибается при ударе о пол, данные броски более просты в исполнении, так как подымать противника вверх при этом не нужно. А вот что действительно важно, это то, что после такого броска нужно сразу занять господствующее положение в партере. Промедлите секунду - другую и противник может сидеть уже на вас. И стоило тогда его бросать?
Теперь от общих моментов, касающихся техники смешанных единоборств, перейдем к частностям. Уяснив себе способы, которыми можно обезвредить противника, вы можете критически подойти к оценке как собственного, так и чужого арсенала приемовсмешанных единоборств. В первую очередь, разделите собственные приемы на основные, с помощью которых можно выиграть схватку, и вспомогательные, которые подготавливают решающую атаку. Соответственно появляется возможность рационально распределить время тренировки, оттачивая в первую очередь те элементы, которые действительно приведут к окончанию боя, а затем уже и все остальные техники. Тем более что время, которое может тренироваться в зале смешанных единоборств нормальный человек, достаточно ограничено, и уметь использовать его с максимальной эффективностью само по себе уже великое искусство.
Заодно в схватке с конкретным противником вы можете оценить его действия с позиции реальной опасности его приемов для вас. С этой точки зрения вы обнаружите, что самое большее, на что способно подавляющее число приемов, которые отрабатывают в большинстве заловсмешанных единоборств, это нанести урон вашему самолюбию. Я встречал "грозных" бойцов, обвешанных по самые уши различными поясами и дипломами десятка-другого школ, знающих огромное количество техник и приемов, весь арсенал которых на поверку оказывался совершенно беззубым. Защищаться от таких приемов или нет - дело, в общем-то, вкуса и настроения. В бою же достаточно в нагромождении приемов смешанных единоборств, направленных против вашей персоны, суметь выделить один-два действительно серьезных удара и не пропустить момент, когда противник пойдет в решающую атаку.
Закончить статью хочется с того же, с чего ее начал. Постарайтесь во всем, что вы делаете, искать смысл, то есть то, для чего вы это делаете. Имея перед собой четко сформулированную цель, вы избавите себя от блужданий по кругу, и защитите дело, которым вы занимаетесь, от деградации. Так цель, для которой создается армия, это война и защита государства и народа от внешнего противника. Война, а не парады и не внутренние разборки, которые, по логике вещей, являются предметом действий полиции и подобных ей структур. Кто-то давно подметил, что ничто так не разлагает армию, как использование ее против собственного народа. "Боевое" искусство в этом практически не отличается от "военного". Цель боевого искусства, смешанных единоборств и рукопашного боя - победа в схватке с противником!!! Alles! - как говорят немцы.
Раздел"Каким единоборством заняться?"
Статьи о боевом искусстве и единоборствах.
|
Статья поставлена в интернет 18.04.02 и опубликована
в журнале "Боевое Искусство Планеты" №2 2002
|