Йога как система работы с сознанием.
Что такое йога? "Cкрути свое тело вот в этакую фигу, и твой геморрой мигом улетучится, а если ты к тому же сумеешь еще и без посторонней помощи раскрутиться, то он, возможно, больше не вернется".
А. Сидерский "Третье открытие силы". |
Зачем люди приходят в йогу? Подавляющее большинство за здоровьем. Прогресс медицины в наше время налицо и поражает воображение, как и не меньший прогресс количества и качества заболеваний. При этом, не смотря на все усилия врачей, первое место в этом соревновании остается все-таки за болезнями. Отсюда естественное стремление людей найти способ лечиться самостоятельно, в том числе и с помощью физических упражнений. «В здоровом теле – здоровый дух» (лат. «Mens sana in corpore sano»), набившее оскомину, но от этого не менее правильное латинское выражение. Видов физкультуры и спорта у нас много. Хочешь, можно в командные игры играть, есть желание – гимнастикой занимайся или, в конце концов, в спортзал боевого искусства зайди. Вот только одна проблема. Цель спорта, сформулированная французским священником Анри Дидоном на открытии спортивных соревнований в своём колледже и взятая за олимпийский девиз Пьером де Кубертеном звучит как «Быстрее, выше, сильнее» ( лат. «Citius, Altius, Fortius!»). О здоровье там ни слова. Нет, спорт, естественно, здоровье дает, но… как довесок наряду с травмами, усталостью и прочими мало приятными последствиями. А стоимость снаряжения и тренажеров, а места в спортивном зале занимает… Уж больно дорого обходится подчас спорт, как в денежном, так и в личном выражении. Не для всех современный спорт, и не всем подходит. Нам бы что-нибудь проще и ближе к цели.
Если есть спрос, то будет и предложение, и на европейском горизонте взошла, как всегда с Востока, новая звезда по имени йога. Выигрыш, по сравнению со спортом, по всем статьям. Травм меньше, нагрузки ниже, оборудование дешевле (достаточно коврика), места по спортивным меркам всего ничего (при некотором умении вполне можно обойтись пространством 2 на 1 метр на каждого занимающегося). Это вам не зал бокса обустроить с рингом, мешками разного веса, лапами, душем и так далее. А боксерские перчатки, а бинты, а капы… Выгодна йога, и не только занимающимся, но и владельцам спортзалов и фитнесов. А как посчитать такой нематериальный, но от этого не менее ценный ресурс, как налет экзотики и обещание не очень понятной, но не менее привлекательной духовности! Все, так сказать, в плюсе.
В результате сейчас практически невозможно найти спортзал или фитнес в котором не было бы йоги. Загляните вечерком, и вы гарантированно найдете группу людей, в основном женщин, которые, расстелив коврики, и рассевшись рядком протяжно тянут какой-нибудь слог типа ОМ на одной ноте. Настроившись, таким образом, на тренировку, они под заунывную музыку героически пытаются завязать себя в те или иные статические позы. Когда получилось развязаться, и хорошо, если самостоятельно, наступает этап дыхания в том или ином ритме дымом от многочисленных свечек. И, под конец, апофеоз тренировки – лежание на спине с наблюдением потолка. Само собой на профессиональном сленге все выглядит несколько по-другому. Начинается тренировка с пения мантр, затем под медитативную музыку комплексы асан различной степени сложности с переходом к пранайямам и медитацией в шавасане. Что называется, не важно что вы делаете, важно как это называется. Впрочем, нарисованная здесь последовательность все-таки слишком сложна для нашего интеллектуального века. Нам бы и здесь что-нибудь более попроще. И на свет является новое изделие массового ширпотреба – фитнес-йога. Мантры, пранаямы, медитации – оставьте все это индусам! Они бездельники, у них времени много. Мы же люди работающие и занятые, на глупости нам времени не хватает, поэтому «за час времени вы сможете улучшить здоровье и самочувствие, увеличить растяжку, привести в порядок свои нервы, зарядиться положительным настроем на весь остальной день…». И пипл хавает.
Резюме нарисованной выше картины. С йогой происходит тот же процесс, что и со всеми другими восточными учениями. Кратко можно охарактеризовать его следующей фразой: «Идея вышла на площадь и приняла площадный вид». Там же где форму все-таки сохраняют, сохраняют именно форму, практически не вдумываясь и не пытаясь понять и разобраться, что такое йога, зачем она нужна, как, почему и с какими целями она возникла. Кажется, что задача решается просто. Есть Индия, в ней занимаются йогой. Ну так надо ехать в Индию и узнать, как, зачем и почему сами индусы ей занимаются. Если бы все в мире все было так просто! К одному инструктору по йоге, преподающему в Москве, на тренировку пришел… индус. Настоящий индус родившийся в Индии, работающий в Москве. Инструктор заинтересовался, где в Индии можно найти хорошую школу йоги с дальним прицелом – съездить самому и найти ответ на все вышеназванные вопросы. Индус искренне удивился: «Зачем за йогой ездить в Индию? У нас все занимаются бегом или медитацией, а йогой занимаются русские, европейцы или американцы». Так и напрашивается аналогия с восточными боевыми искусствами. При всей раскрученности этого бренда, в Китае или Японии народ заниматься этим не очень стремится (в противоположность нам). Как говорят китайцы «из хорошего железа не делают гвоздей, из хорошего человека не делают солдата». Существующие же восточные школы, как правило, это чисто коммерческие предприятия, больше озабоченные зарабатыванием денег на доверчивых европейцах, чем собственно боем.
Одним словом тем, кому йога действительно запала в душу, разбираться с данным явлением придется самостоятельно, опираясь в первую очередь на свой и чужой опыт, а также на такой уникальный источник информации, как собственная голова. Впрочем, не скажу за европейцев, но нам, русским, к этому не привыкать. Мы в течение всей истории удивительно талантливые ученики, легко перенимающие, адаптирующие и развивающие чужие идеи и учения, начиная от коммунизма и заканчивая йогой или каратэ.
Итак, давайте разбираться. Что такое йога в обычном, бытовом понимании и что ищут в ней люди? Особенно если убрать легкий налет мистицизма, столь греющий душу отдельных экзальтированных личностей. Как правило, люди ждут от йоги, как минимум, возвращение и восстановление здоровья, как максимум – развитие такой гибкости тела, которая позволяет завязываться во всевозможные узлы. Для осуществления данной цели система включает десятки своеобразных положений тела под названием асаны, которые нужно выдерживать определенное количество времени. Правда, не очень понятно, сколько нужно асан, какое количество времени выдерживать и, главное, зачем. Поскольку ответа на этот вопрос нет, с течением времени современная йога становится все более динамичной, начиная напоминать восточный танец сидя на коврике.
Впрочем, йога, действительно, тело оздоравливает и достаточно успешно. Результат налицо, точнее «на тело». Уже есть прецеденты защиты дипломов на тему: «Методика применения специальных упражнений хатха-йоги в укреплении опорно-двигательного аппарата.» В данных работах вполне серьезно рассматривается хатха-йога с точки зрения современной физиологии и психологии. И находки там интереснейшие. Так может это и есть настоящая цель йоги, и мы даром себе голову морочим? Создали индусы удачную систему поддержания физического здоровья человека и честь им и хвала от всех, кто с помощью этой системы избавился от болезней. Вот только одна проблема. Сама идея поддержания физической формы человека с помощью физических упражнений, хоть и витала в воздухе с незапамятных времен, но реально была осуществлена только в XVIII – XIX веках в Европе. Причина появления и практического осуществления этой идеи совсем не в сообразительности европейцев, а в таком банальном факторе как урбанизация. Массовое переселение людей в города, снижение доли физического труда пополам с ухудшающейся экологией вынудили европейцев (а затем и русских) искать способы поддержания физической формы. Логическим завершением физической культуры явилось появление современного спорта и его квинтэссенции – Олимпийских игр (правда, как говорилось выше, сама идея физкультуры в спорте как-то затерялась). До урабанизации физические упражнения имели сугубо утилитарный характер – подготовить человека к охоте, войне или иной критической ситуации. Натуральное хозяйство и деревенские условия существования основной массы населения, что в России, что в Индии, что в Европе, как поддерживали физическую форму на необходимом уровне, так и не оставляли свободного времени для посещения спортзалов и прочих с точки зрения любого крестьянина «чудачеств».
А как же гармония духа и тела в Древней Греции? Как же первые олимпийские игры? В том то и дело, что не ставили древние греки своей целью оздоровление организма атлетов. Олимпийские игры в Древней Греции были религиозным праздником в честь Олимпийских богов и «призом» победителю были не здоровье, а богоподобие с конкретным результатом в виде статуи при жизни. Пьеру де Кубертену, создавашему новую и революционную для его времени систему, очень было нужно найти необходимую аналогию, опереться на какой-то пример в прошлом. Поскольку в менталитете XIX века античность была примером для подражания (вспомните хотя бы такой стиль архитектуры как классицизм) была проведена аналогия с Олимпийскими играми в Древней Греции.
При этом в йоге действительно заложен серьезный потенциал оздоровления организма. Почему же создававшие йогу были так озабочены здоровьем? Рискну предположить, что здоровье здесь лишь средство для продления жизни. Как мы убедимся ниже, йога это, прежде всего, система работы с сознанием, а в этом деле сроки играют, подчас, решающую роль. На любые серьезные изменения в данной сфере (кроме, понятно, сдвига крыши) требуются десятилетия работы, и решающим фактором успеха может стать банальный срок жизни данного человека.
Второе, чем обращает на себя внимание йога, это феноменальная гибкость особо продвинутых адептов данной системы. Заворачиваются в такие узлы, что ни рук, ни ног не найти. Вот только любой мастер спорта по гимнастике (а лучше гимнастка – у женщин гибкость изначально выше) может себя закрутить в такие кренделя, что большинство йогов отдыхают. И если считать развитую гибкость основным эффектом хатха-йоги, то придется признать, что лучшие йоги обитают не в залах собственно йоги, а в залах гимнастики. Кроме этого гибкость это «амплитуда движения в суставах» (определение из теории спорта) и не может быть бесконечной. Есть вполне определенные физиологические пределы гибкости, переходить которые человеку не рекомендуется. В самом простом варианте локтевой или коленный суставы гнутся только в одной плоскости и только до прямой линии (естественно учитывая физиологическими особенностями). Увеличение подвижности в любую сторону ведет напрямую к ослаблению фиксирующих сустав связок, разболтанности сустава и повышению вероятности травм, как на тренировке, так и по жизни.
Именно на этом горят многие не опытные адепты йоги, пытаясь с упорством достойным лучшего применения сесть в лотос или ваджрасану (поза сидя на пятках или на полу между голеней). На самом деле обе позы должны делаться за счет свободы движения в тазобедренных суставах. Соответственно лотос - движение сустава внутрь, ваджрасана - наружу. Если же этой свободы не хватает, нагрузка неизбежно переходит на колени с соответствующим результатом, то есть за счет движения коленных суставов в боковой плоскости, что уже откровенно опасно, так как любой люфт вбок в коленях приводит только к разболтанности связок . Что называется, не так сложно сесть в лотос, как сложно сохранить после этого колени целыми и здоровыми.
Учтите и то, что люди изначально физиологически разные, с разными силовыми, скоростными характеристиками, и параметрами гибкости. Пытаться воспроизвести асаны, выполненные одаренным в плане гибкости человеком, можно примерно с тем же успехом, что пытаться копировать технику 99 кг Тайсона на ринге, имея в наличии 55 – 60 кг собственного веса.
Количество асан йоги тоже не однозначная величина. Хотя здесь, вроде, проблем не предвидится. По индийским легендам основатель и покровитель йоги Шива даровал человечеству 84000 асан, чем мы, надо понимать, и занимаемся в немного урезанном варианте. Вот только если обратиться к реальным трактатам настоящих индийских йогинов, там картина несколько иная. Патанжали, который считается, ни много, ни мало, основателем йоги написал фундаментальную «Йога сутру» (II веке до н. э.). Про асаны там одна строчка: «Асана, поза, должна быть устойчивой и удобной». И все! Понимайте как хотите, но завязанные в узлы асаны выполняемые современными йогинами в эту формулу никак не укладываются. У Сватмарамы в «Хатха Йога Прадипика» уже наблюдается заметный прогресс (XV — XVI век н. э.). Асан целых… 13. Не зря прошли 1700 лет со времени Патанжали. Прогресс в количестве асан налицо! Прибавили почти по одной асане за 100 лет. Что поделать, на Востоке торопиться не привыкли. Вообще впервые с разнообразием асан познакомил мир господин Айенгар. При всем уважении к данному мастеру он действовал вполне в духе рынка: есть спрос, будет и предложение. Есть спрос у европейцев на разнообразие физических упражнений для поддержания здоровья – вот вам система из 200 асан в «Йога-дипике». Надо будет, еще придумаем.
Так может, стоит еще раз обратиться к уже упоминавшимся трактатам для того, чтобы выяснить цель йоги? Ступени йоги всем известны уже более двух тысяч лет со времен Патанджали:
- Яма (общие нравственные требования)
- Нияма (самоочищение посредством дисциплины)
- Асана (поза)
- Пранаяма (ритмический контроль дыхания)
- Пратьяхара (освобождение и отвлечение ума от чувственных объектов)
- Дхарана (концентрация)
- Дхьяна (медитация)
- Самадхи (состояние сверхсознания)
Вся современная фитнес-йога умещается в одну, третью ступень. А у самого уважаемого йогина на западе – Айенгара про все, кроме асан, считанные строчки, да десяток пранаям в придачу. Из ступеней, сформулированных Патанжали, мы узнаем важную информацию, что целью йоги сами индийские мастера считали не здоровье, не самочувствие, не спокойствие нервов и не положительный эмоциональный заряд, а самадхи. Осталось выяснить, что это такое и заняться йогой с прицелом на конечную цель. Итак, самадхи это «состояние, при котором исчезает сама идея собственной индивидуальности (но не сознание) и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого». Или более расширенное определение «состояние сверх сознания, наступающее в результате углубленной медитации, когда индивидуальный адепт (садхака) сливается с объектом медитации – Параматрамой или Вселенским Духом.» Можно набрать и другие не менее глубокомысленные формулировки. Вы, дорогой читатель, что-нибудь поняли? Впрочем, если данные фразы вам ясны и не вызывают никаких вопросов, то искренне жму вам руку. Одним просветленным на планете стало больше.
Вот здесь мы и подходим, возможно, к самому сложному для понимания моменту. Западный и российский менталитет привык все рассматривать в терминах нашего языка, который является прямым результатом нашего мышления. В западном понимании человек равен его сознанию. Даже слово «медитация» означает на латинском meditatio — размышление. Как принято шутить, «оговорочка по Фрейду». Кстати, именно Фрейд первым ввел в западное мышление идею, что человек это не только сознание. Кроме этого есть что-то еще: подсознание, засознание, надсознание. Как только не называли. Смысл один – психику человека нельзя свести только к понятийному аппарату мышления. Цель же йоги находится по другую сторону слов и с этим сходятся все серьезные йоги, как прошлого, так и настоящего. Теперь же представим, что нам предстоит выразить в терминах нашего языка и рассказать другим то, что, по определению, языком не выражается. Лиха беда начало, но информация еще и тиражируется и переписывается от источника к источнику.
В самом дальнем приближении это напоминает следующую ситуацию. Мастер идет по залу. Что он делает? Один ученик (а как же мастер без учеников) записал, что мастер гуляет, второй – что мастер переставляет ноги по полу, третий – что мастер перемещается от стенки к стенке, четвертый – что мастер двигается относительно горизонтальной плоскости, пятый… в общем несущественно (возьмите на заметку сколькими вариантами слов можно выразить такое простое движение, как ходьба). Естественно, что парой слов ограничиться как-то не солидно и первый ученик пояснил, что мастер гулял, созерцая окружающие его стенки зала. Второй записал, что когда мастер переставлял ноги, его позвоночник был прямым, а шаг упругим. Третий… впрочем, допустим, что третий, четвертый и пятый ученики в канонические источники не вошли и апостолами так и не были признаны. Со временем из сутр первого ученик разовьется учение «созерцающих окружающий мир», а из книги второго – секта «следующих верным путем». И кому какое дело, что на самом деле мастер просто шел прилечь после обеда в спальню.
При этом складывается впечатление, что самадхи, как цель йоги, была сформулирована подходяще для понятийного аппарата индуса где-то II века до н. э. Основной смысл самадхи упрощенно можно свести к освобождению от колеса сансары (череды перерождений), закона кармы и, следовательно, страдания. Чем еще можно было привлечь человека в то непростое время? В наше время понятийный аппарат расширился, да и мир стал несколько комфортнее. Отсюда большее количество вариантов и формулировок цели йоги. Кто-то говорит о самоуглублении, кто-то о расширении сознания, кто-то о самопознании, кто-то отстаивает необходимость духовного пути. Почему-то когда спрашиваешь что такое духовный путь и куда он, собственно, ведет, следует зависание адепта на неопределенный срок. Какой вариант больше подходит вам, уважаемый читатель?
Одно можно утверждать с уверенностью. Йога это система расширения и развития психики посредством... а вот здесь очередная проблема. Йоги-то разные бывают. Карма-йога это развитие посредством труда. Жнани-йога - через знание. Бхакти-йога - через любовь (путь святого). Наиболее распространная у нас хатха-йога развивает сознание через тело. Отсюда логически вытекают вопросы: куда и как развивается сознание и каким образом это развитие связано с телом.
Попробую в современных терминах дать трактовку понятия "развитие сознания". Этот вариант подходит для меня и ни в коем случае не претендует на истинность или исключительность. Вспомним элементарную психологию. Человек воспринимает мир через органы чувств: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения и так далее. Сигналы от этих ощущений приходят в определенные зоны головного мозга, где происходит синтез отдельных ощущений в целостные образы, для которых существуют определенные термины в нашем сознании. Так я могу видеть животное о четырех лапах и с пастью, слышать его лай, погладить по шерстке и получить хороший укус за наглость. Все это формируется в голове в образ собаки, которому мы и присваиваем определенный термин «собака». Можно даже уточнить «собака кусачая». Вот, вроде и вся нехитрая логика отражения нашим сознанием окружающего мира.
Но наш мозг работает не только как синтезатор ощущений. Он еще и отсеивает ощущения, которые не укладываются в наш понятийный аппарат. Воспитание ребенка состоит в том, что его учат формировать необходимые сигналы в целостные образы и отсеивать те, которые не соответствуют принятой в данной культуре картине мира. Поэтому ребенок с развитой фантазией не просто верит, он живет в сказках до тех пор, пока взрослые не внушают ему, что бабы-яги не может быть потому, что ее не может быть никогда. По этой же причине картина мира в разные эпохи может существенно отличаться одна от другой. Водяные, лешие и кикимора, а также ангелы и черти для нас лишь суеверия, но в другой эпохе и в другое время вполне могли быть реальностью для живущих там людей. Последние два столетия воинствующего атеизма дали свой результат и рамки картины мира в наши дни сжаты до предела. Мы разучились воспринимать большую часть сигналов от окружающего нас мира.
Для того, чтобы вернуть нашему восприятию изначальную широту обзора надо, всего лишь, научиться воспринимать мир напрямую, без участия нашего вездесущего разума. Всего лишь. В романе Соловьева «Ходжа Насреддин» есть сцена, как Ходжа вызвался лечить ростовщика. Он посадил его в мешок и предупредил, чтобы, пока он читает молитвы, больной ни в коем случае не думал про желтую обезьяну. Результат известен каждому, кто пытался в лоб остановить собственное мышление. Впрочем, не все так плохо. Человечество накопило достаточно большой опыт приемов и техник по остановке мышления. Один из них это концентрация сознания адепта на тех самых ощущениях, с которых и начинается работа психики, не допуская при этом их «маркировки» понятийным аппаратом.
В принципе подобный способ восприятия не есть что-то необычное для человеческой психики. Каждый из нас так воспринимал мир от рождения и до примерно 3 лет, пока наши родители не постарались подключить нас к имеющейся картине мира (см. выше). Стратегическая цель йоги – вернуть нам изначальную широту восприятия, или, хотя бы, ослабить жесткость рамок нашего сознания. Теперь осталось определить, при чем здесь тело? Дело в том, что мы это целостность психики и разума. По известному буддисткому выражению, "тело низший уровень разума". Соответственно разум вполне можно назвать высшим уровенем тела. Именно с помощью определенных позиций, сосредоточния на ощущениях и регулирования дыхания можно научиться входить в такое состояние психики, когда притормаживаются процессы мышления и ослабевают навязанные нам социумом рамки восприятия. Поэтому тактическая цель йоги - вхождение в необходимое медитативное состояние сознания.
Что нужно для вхождения в такое состояние? По-крупному всего три банальные, но очень непростые на практике, вещи:
Вытягивание позвоночника или, говоря по-другому, осанка. Трудно переоценить влияние правильного положения спины на физическое и психологическое состояние человека. Как сказано в руководстве по начальной военной физической подготовке США 1946 г. «хорошая осанка позволяет телу функционировать наиболее эффективно». Правильная осанка это рациональный баланс всех сегментов тела, облегчение кровотока, раскрытие грудной клетки и углубление дыхания. Среди всех аспектов осанки стоит особо выделить физиологический аспект вытягивания позвоночника. Во многом именно благодаря этому йога и заслужила репутацию системы комплексно оздоравливающей организм. Внутри позвоночника расположен спинной мозг, задача которого передавать сигналы от мозга к соответствующим органам через спинномозговые нервы. Любая проблема с позвоночником означает проблемы с передачей сигналов и сбоем в работе соответствующих органов. Проблемы в грудном отделе это, как правило, расстройство органов дыхания, проблемы в поясничном отделе – органы пищеварения и так далее.
Позвоночник это наиболее древняя составляющая нашей структуры и своей гибкость обязан рыбым, плававшим когда-то в океане. Рыбы проблем с ним не знают по-определению. Когда животное выбралось на сушу оно попало под действие силы тяжести, но горизонтальное положение позвоночника предохраняло его от слишком большой перегрузки. Мы - люди, цари природы, по расхожему выражению, поднялись на задние лапы и освоили прямохождение. Но за царское положение приходится платить и позвоночник в вертикальном положении попал под действие силы тяжести. С этой точки зрения сила тяжести это наиболее демократичный стресс действующий на человека. Тысячи лет назад он гнул вниз нашего предка жившего в пещерах, через тысячу лет будет гнуть нашего потомка (если, конечно, он останется жить на этой планете). Сила тяжести гнет и пигмея из джунглей Африки и президента Америки. Ей, что называется, без разницы. Как средство адаптации к подобному давлению возникли естественные изгибы позвоночника: два изгиба вперед (лордозы) в поясничном и шейном отделе и два изгиба назад (кифозы) в грудном и крестцовом отделе. В общем роль изгибов напоминает действие пружины, так как каждый наш шаг по этой грешной земле это микроудар по позвоночнику. Соответственно, с годами, как правило, данные изгибы либо увеличиваются (старческая сутулость) либо исчезают (плоская спина). Особенно разрушительно сказываются на позвоночнике:
- неправильное поднятие тяжестей, за счет спины, а не ног.
- переноска веса в одной руке (проклятие всем сумкам на плече)
- неумение амортизировать приземление при прыжке.
Наша задача при работе с позвоночником вернуть ему необходимую гибкость. Отсюда поясничный отдел немного вытягивается и стремится назад, грудной отдел разворачивается плечами и подается вперед, шейный, подобно поясничному, вытягивает макушкой и стремится назад. При этом все четыре отдела выстраиваются как можно ближе к вертикальной оси. Одновременно именно вертикальное положение позвоночника позволяет так сбалансировать сегменты нашего тела, чтобы на их поддержание тратилось наименьшее количество мышц, то есть позволяет перейти к расслаблению.
Глубокое расслабление. Наши мышцы иннервируются мозгом. Любая напряженная мышца это очаг возбуждения в коре головного мозга. Чем больше напряжение, тем активнее работает мозг. Значит для того, чтобы психика успокоилась надо учиться глубокому расслаблению. Это не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Физически мы учимся напрягаться в десятках видах спорта, а вот правильно расслабляться только в йоге. Чтобы мышцы расслабить, нужно их осознать, а осознать можно только притормозив скорость движения и сосредоточившись на ощущениях в теле, то есть зафиксировав асану. Фиксация в асане этоне время для наблюдения потолка и зевания. Фиксация в асане это работа по дифференциции мышц, необходимых для поддержания формы асаны и остальных, которые можно и нужно расслаблять. Как правило, работа мышц у обычного человека напоминает откручивание четырых ножек у табуретки толпой в 10 - 20 человек. Во время фиксации нужно почувствовать, какие мышцы действительно занимается делом, а какие просто напрягается "за компанию". Особое значение имеет расслабление мелких мышц кистей и пальцев рук, стоп, живота и лица. Именно там копятся последствия эмоциональных напряжений. Одновременно правильное глубокое расслабление это первое условие для перехода к следующему этапу, то есть успокаиванию дыхания. Напряжение мышц осуществляется за счет окислительно-восстановительных процессов, идущих в мышцах с участием кислорода. Больше напряжение – больше нужно кислорода – интенсивнее дыхание. Поэтому сначала расслабление и только потом работа с дыханием. Попытка притормозить дыхание без расслабления чревата недостатком кислорода и понижением содержания кислорода в тканях – гипоксией.
Кстати, именно поэтому не стоит регулировать дыхание в асанах. Каждая асана это свой контур напряженных мышц, которому соответствует свой ритм дыхания. Тело само определяет сколько ему нужно кислорода для поддержания позиции. Этот механизм естественный и вмешиваться в его работу не стоит. Другой разговор, что, по мере углубления в асану и приобретения опыта тренировок по йоге, тело расслабляется все более грамотно, количество напряженных мышц уменьшается и, соответственно, успокаивается дыхание.
Спокойное дыхание. Мы дышим в ритме нашего мышления. Какая здесь связь? Нет мысли без эмоции. Любое слово вызывает в нас эмоциональный отклик. Про то, какие эмоции вызывает у нормального человека слово «мама» можно не говорить. «Папа» тоже вызывает, но уже с несколько другим оттенком. Но и более нейтральные слова тоже имеют эмоциональный оттенок. Например, такое внешне нейтральное слово «ручка». Предположим, что когда-то я в детстве написал этой ручкой первое слово в тетрадке и по-детски восторженно посмотрел на то, чем я это слово написал. А затем кто-то в классе взял ручку (другую, что не важно) и написал на листке бумаги что я дурак, да еще и нарисовал обидную картинку рядом. И связалось слово «ручка» с этими двумя, а также другими приобретенными за долгую жизнь эмоциями. Аналогично слово «дверь». В раннем детстве мы все открывали дверь из квартиры, и за ней возникал новый, совершенно другой, прекрасный мир. А затем мы захотели эту дверь закрыть и взявшись за край прищемили себе пальцы о косяк. Вот и отложилось у нас в подсознании и восторг от открытия нового, и боль. Поэтому нет мыслей без эмоций. А эмоции связаны, как с определенным напряжением мышц тела, так и диктуемым этим напряжением ритмом дыхания (см. выше). При сильной эмоции, типа страха, мы резко задерживаем дыхание и застываем на месте, при ярости сжимаем кулаки и медленно выдыхаем сквозь зубы, при радости всплескиваем руками и начинаем учащенно дышать и так далее. Поэтому без умения успокаивать дыхание и расслаблять мышцы затормозить нашу психику невозможно.
Для глубокого и медленного дыхания нужно учиться дышать в первую очередь, как говорят йоги, животом. На самом деле, конечно, живот сам по себе не дышит. В животе, кто не знает физиологии, находятся органы брюшной полости: желудок, кишечник, печень и так далее. Человек дышит легкими, которые находятся в грудном отделе и отделены от брюшной полости диафрагмой. Но для вдоха на полный объем легких нужно расслабить живот и опустить диафрагму вниз. Легкие расширяются и глубина вдоха растет. Затем следует поджимание живота, диафрагма идет вверх и следует выдох. Далее - полное дыхание йогов, когда вслед за животом наполняется воздухом средний и верхний отдел легких. Регулярное выполнение этого дыхания возвращает ребрам изначальную подвижность и увеличивает рабочий объем легких.
Кроме психологического, глубокое дыхание с помощью диафрагмы имеет много физиологических аспектов. В том числе то, что нижний отдел легких, как правило, в цикле обычного дыхания не участвует. Воздух там застаивается, температура, как и положено в теле под 37 градусов, влажность. Представьте себе на секунду замкнутое помещение с подобной температурой и влажностью. Что происходит в нем? Правильно - плодятся микробы и вирусы. Пока мы здоровы они вроде как нам не очень и мешают, но любое ослабление иммунитета и вирусы тут как тут. Диафрагмальное дыхание "продувает" и чистит от подобной "грязи" эти отделы легких.
Отсюда основной вывод: йога не только и не столько то, что человек делает, сколько то, как он это делает. Сам по себе наклон к ногам еще не асана, а просто гимнастическое упражнение. И асаной он становится, когда в нем начинается внутренняя работа по вышеуказанным принципам. Поэтому и трудно объективно оценить степень квалификации йога, так как она зависит не от угла наклона, и не от длительности пребывания в асане, а от внутренней работы в этой асане проделанной. Именно поэтому в йоге, как ни в одном другом виде физической культуры много профанации и откровенного надувательства. Например, в боевом искусстве есть спарринг, и хоть многие инструктора и избегают подобной проверки навыков себя и своих учеников всеми правдами – неправдами, но бой остается боем. Если адепт того или иного астрального стиля все-таки получил в челюсть, ему будет очень трудно доказать себе и окружающим, что в астрале он на самом деле выиграл. А попробуй залезть в шкуру йога и проверить, что он чувствует и о чем он думает, принимая ту или иную асану. Может быть, ушел в астрал, а может быть планирует посещение после тренировки ближайшей пивной. А внешне-то все выглядит одинаково.
Осваиваются три основных навыка на самых простых упражнениях: стоя, сидя, лежа. Хочется предупредить читателя, что на этом месте статьи лирика закончилась и дальше пойдут чисто технические детали выполнения асан, читать которые может быть откровенно скучно, если, конечно, не применять их на практике.
Тадасана или поза скалы. Первый раз увидев тадасану среди асан йоги я был удивлен. Зачем понадобилось включать в йогу обыкновенное положение стоя, да еще и называть его асаной? Гибкости или силы там никакой, равновесие представляет собой проблему разве что для двух летнего малыша. Все правильно, если ограничиться только формой. Работа в тадасане начинается с подключения стоп к полу. Нужно почувствовать каждый палец ноги, затем подушечку под пальцами, ребро стопы, пятку. Правильно сцентрировать вес, распределив его равномерно на всю стопу. От правильного положения стоп зависит положение костей таза. Затем вытяжка позвоночника, которая начинается с подачи крестца немного вниз, для расправления поясничного отдела, разворачивания плечами грудного отдела и вытягивании шейного. Расслабление не участвующих в положении мышц, выравнивание дыхания. Тадсана это, в некотором роде, универсальная поза для подготовки ко всем асанам стоя. Широкий шаг, врикшасана - все эти позы основываются на принципах тадасаны.
Падмасана (лотос) или ваджрасана (поза важдры – магического оружия вед). На самом деле как складывать ноги дело-то десятое. Хоть по-турецки сидите. Главное, как всегда, внутренняя работа. Начинается она опять-таки с расправления позвоночника. Вытягивается поясничный отдел, разворачивается плечами грудной, затылком вверх вытягивается шейный. Затем начинается работа с мышцами. Сначала расслабляются мышцы ног и рук, от пальцев стоп и кистей до плечей и таза, мышцы корпуса (особенно живота) и лица. Остаются немного напряженными мышцы поясницы, поддерживающие спину в вертикальном положении и мышцы шеи. И, как завершение, работа с дыханием, когда вдох – выдох стягиваются к нижнему отделу живота. Глубина дыхания и амплитуда постепенно увеличиваются.
Возможно, именно сидячие асаны имел в виду Патанжали, когда писал, что «Асана, поза, должна быть устойчивой и удобной». То есть, изначально, под асаной понималась удобная и сбалансированная поза для медитации, но чтобы медитировать в подобных положениях нужно уже иметь тренированное внимание и навык сосредоточения. У обычного же человека через несколько минут сознание начинает гулять, как кошка, само по себе. Наиболее оптимальный момент для сосредоточения в сидячих асанах наступает после фиксации в других асанах, либо выполнения блока асан. В этом случае в теле сохраняются ощущения от напряжения - расслабления мышц, которые сознанию сложно игнорировать и эти ощущения и становятся объектом созерцания. Расслабление и выравнивание дыхания "стирает" эти ощущения и в какой-то момент сознание снова "уходит". Значит можно переходить к следующему блоку асан.
Вслед за Патанжали в литературе по йоге ваджрасану и падмасану часто называют "позами для медитации". Тяжело сказать про подвижность тазо-бедренных суставов у самого Патанжали, но совеменные авторы, к сожалению, редко проверяют древние рецепты на собственной шкуре. Имея хорошую подвижность в тазобедренных суставах, я занимался медитацией в полулотосе пока… не получил серьезную травму икроножной мышцы. Оказалось, что принять позу во время комплекса и зафиксировать ее на несколько циклов дыхания и просидеть в той же позе минут 30 несколько разные вещи. Озадаченный я стал искать ответ и нашел его совсем не там, где ожидал. Во время поездки в Таиланд стал присматриваться к тому, как сложены ноги у многочисленных статуй Будды. Благо, что в Таиланде, самой буддисткой стране мира, таких статуй более чем достаточно. Как это не покажестя странным, нигде я не нашел Будду медитирующим в лотосе. Присмотритесь как сложены лодыжки у Будды на фотографии - лодыжки ног перекрещиваются между собой не накладываясь на бедра. Любопытно, что на одной скульптуре, где Будда разговаривает с пришедшими к нему демонами, у него ноги сложены в идеальную падмасану. Как видно, разговор с демонами был не очень долгим.
Шавасана или поза трупа. Первое, что нужно сделать в этой позе, это расправить позвоночник. Небольшим движением таза вниз от себя вытягиваем поясничный отдел, а движением затылка вверх – шейный. Позвоночник при этом слегка растягивается между затылком и тазом. При хорошей гибкости поясничного отдела спина ложится на пол от лопаток до копчика. Далее этап расслабления, которое может идит по разным схемам. Иногда снизу вверх от пальцев ног, иногда начинают с наиболее осознаных кистей. Главное, чтобы расслабление было глубоким и охватывало стопы, икры, бедра, поясницу, низ и верх живота, мышцы спины, пальцы рук и ладони, предплечия, плечи, грудь, шею, мышцы челюсти, рот, лоб, глаза и так далее. Чем лучше человек чувствует свое тело, тем глубже расслабление. Затем начинается работа по успокаиванию дыхания. Как правило, шавсана делается в конце тренировки, чему есть банальное объяснение. Глубоко расслабиться, особенно в первый момент, человек может только после серьезной физической нагрузки.
Часто шавасана сопровождается тем, что занимающийся проваливается в глубокий и крепкий сон. На первом этапе этот результат закономерен. Это естественная реакция нашей психики на глубокое расслабление. Впоследствии стоит научиться балансировать на грани между бодрствующим состоянием и состоянием сна. Переход от дневного сознания ко сну напоминает песочные часы. Сознание начинает суживаться, сжимается до точки в которой переходит в сон и снова расширяется. В некоторых фазах сна интенсивность работы сознания практически равна бодрствованию (кстати, это одна из тайн современной психологии - зачем во сне, который, вроде предназначен всем живым существам для отдыха, наша психика работает на таких оборотах). Поймав и зафиксировав точку перехода мы удерживаем состояние, в котором отсутсвие мысле ослабляет рамки восприятия окружающего мира и становится возможным регулировать системы тела и психики, которые недоступны для нас в обычном состоянии сознания. Проблема в том, что фиксировать точку перехода невозможно волевым усилием. Любая подобная попытка автоматически выкидывает нас в бодрствующее состояние. Да, такая фиксация перехода возможна только в случае, если адепт нормально выспался до этого ночью. При хроническом недосыпе, которым страдает большинство жителей современных городов, лучше все-таки просто поспать.
Если навыки вытяжки позвоночника, расслабления и регулировки дыхания освоены, можно переносить их на более сложные асаны. Сами по себе эти навыки универсальны и только повторяются в разных вариантах. Углы асан объяснять не буду. В-первую очередь это дело индивидуальное, во-вторую очередь форма асан многократно описана в многих источниках. Вместе этого постараюсь остановиться на "содержании" асан. Теперь несколько примеров асан, которые условно можно разделить на
- асаны выполняемые стоя
- асаны на наклон
- асаны на прогиб
- перевернутые асаны
Асаны выполняемые стоя.
Основная цель - наработка мышечного корсета. Без напряжения необходимых групп мышц в этих асанах, регулярная и долгая работа на гибкость приводит к понижению тонуса мышц и ослаблению связок суставов.
Широкий шаг. Строится единая структура из подключенных к полу стоп, жесткой фиксации колена задней ноги и вертикально растянутого корпуса. Одна из самых сложных в физическом плане асан. Особенно сложно рассогласовать мышцы и расслабить те, которые не участвуют в поддержании формы асаны.
Врикшасана или поза дерева. Подключение стоп к полу, вытягивание позвоночника, расслабление и притормаживание дыхания повторяют то, что уже делалось в тадасане. Сложность данной позы в удержани равновесия. Мы находимся в равновесии пока проекция нашего центра тяжести находится в пределах площади опоры. Площадь опоры здесь минимальна и равна площади стопы, центр тяжести тела находится примерно в низу живота и его проекция не должна выходить за ее пределы. Поскольку тело двигается, чтобы удержать равновесие в этой позиции нам предстоит постоянно совершать микродвижения. Подобные асаны иногда называют асанами на внимание, так как наше внимание в течение всей фиксации вынуждено контролировать процесс удержания телом равновесия.
Асаны на наклон.
Гибкость ног, вытягивание и реабилитация позвоночника, глубокое расслабление... одни из самых ценных асан в йоге с точки зрения вхождения в медитативное состояние сознания.
Пашчимотанасана. Вхождение в асану должно быть как можно более плавным на свободном дыхании. Плавное, медленное движение и спокойное дыхание позволяет расслабить максимальное количество мышц тела уже в момент входа. Достигнув необходимого уровня выполнения асаны (а он у каждого свой) начинается внутренняя работа. Расслабление пальцев ног, стоп, голеней, бедер, таза. Вытягивание поясницы, грудного и шейного отделов. Вытяжка ног, таким образом, переходит в плавное вытягивание позвоночника. Расслабляются руки вплоть до пальцев, отпускается живот и мышцы лица. Выравнивается дыхание, что в сочетании с расслаблением, приводит к неизбежному торможению психики. С некоторым приближением можно сказать, что пашчимотанасана это сочетание навыка расслабления ног в шавасане и вытягивания позвоночника в ваджрасане.
Уттанасана. Подобно пашчимотанасане следует плавный, медленный вход в асану с расслаблением всех возможных мышц. Достигнув предельного на данный момент тренированности положения, следует фиксация и центрирование стоп. Как правило, вес в этом положении переносится назад и сажается на пятки. Затем подтягиваются коленные чашечки и следует вытягивание икроножных мышц, бедер, расслабление таза. После наступает очередь позвоночника – под собственным весом растягивается поясничный отдел, грудной, расслабляется и вытягивается шейный. Аналогично пашчимотанасане растягивание задних мышц ног плавно переходит в вытяжку позвоночника. Отпускаются руки, живот, мышцы лица. Выравнивается дыхание. Здесь идет сочетание навыка центрирования стоп в тадасане и комплексного вытягивания тела в пашчимотанасане.
Асаны на прогиб.
В асанах на прогиб должена быть очень грамотная работа со спиной, учитывающая естественные изгибы нашего позвоночника. Как правило, люди с повышенной гибкостью, особенно женщины, пытаются сделать эти асаны за счет изгиба в пояснице. Увеличение подвижности в этом отделе (см. выше естественные изгибы позвоночника) для большенства людей не принесет ничего хорошего. В асанах на прогиб нужно вытягивать позвоночник, разворачивать и прогибать грудной отдел позвоночника, вытягивать и расслаблять шейный. Только в таком варианте исполнения эти асаны принесут не вред, а пользу.
Перевернутые асаны.
Сиршасана или знаменитая стойка на голове и саравнгасана или поза свечи (или в привычной терминологии "березка"). Обе позы в принципе повторяют друг друга. Разница только в том, что сиршасана круче чем "березка", но за это приходится расплачиваться серьезной нагрузкой на шейный отдел. В березке же шейный отдел вытянут и разгружен. Тут уж выбирайте сами, что более важно - крутизна или безопасность.
Первая задача в обоих асанах общая – выстроить тело как можно более вертикально. В таком положении количество мышц для поддержания асаны будет минимальным, значит можно расслабить остальные. Рационально начинать расслабление сверху: пальцы ног, стопы, ноги, таз. Живот расслабляется и ложится весом на диафрагму. Мышцы рук и верха корпуса остаются частично напряжены, как поддерживающие положение в пространстве. Далее, как всегда, выравнивание дыхания и вход в медитативное состояние. .
Теперь можно ответить на такой серьезный вопрос: сколько нужно асан и сколько пранаям достаточно для квалифицированного йога? Если цель асан и пранаям это осознание тела, умение расслабляться и регулировать дыхание, то количество как первых, так и вторых всегда будет индивидуально. Кто-то может научиться и на десятке асан и одной – двум пранаям. Кому-то нужно больше. Дело-то индивидуальное.
Дальше разбирать нет смысла. Польза личного поиска в таких вопросах несомненна. По мере роста осознания тела, углубления расслабления и роста навыка контроля дыхания все больше позиций йоги можно делать не просто как физические упражнения, а именно как асаны. Но это только первый шаг. Постепенно, по мере роста тренированности, привычка выпрямлять спину, расслаблять мышцы и замедлять дыхание переходит в обычную жизнь. Можно сказать, что изменяется как культура тела, так и культура дыхания человека в обычной жизни. В какой-то момент грань между тренировкой и жизнью стирается и жизнь становится йогой, а йога – жизнью. И именно тогда может наступить момент, когда рамки восприятия расширяются и человек начинает воспринимать в себе и окружающем мире нечто такое, что до этого ускользало от его внимания. Главное, не спешить делиться своими открытиями со всем встречными-поперечными, а то ведь разом на съехавшую крышу спишут.
Поскольку в йоге человек работает с тактильными ощущениями, то в первую очередь восприятие расширяется именно на уровне тела. Кто-то чувствует жар, кто-то мурашки, кто-то холод, кто-то давление и так далее. И здесь есть одна палочка-выручалочка по имени "Энергетика". Сразу начинаются разговоры о чакрах, каналах, пранах и так далее. Причина проста до банальности. Человеку неуютно жить с чем-то, что он не может объяснить. А разговоры про энергетику могут объяснить все, что угодно именно в виду своей неконкретности. Далее, как правило, следует фантазирование. Идеи рождаются от идей и ростят новые идеи за которыми напрочь теряются те нестандартные ощущения с которых все начиналось. Психологически тяжело, но гораздо продуктивнее признать, что мир шире, чем мы воспринимаем в нашем обыденном сознании, и просто учиться наблюдать и созерцать.
А как же цель, с которой большинство народа приходит в йогу, то есть оздоровление нашего тела? Неужели она никак не связана с вхождением в медитативное состояние сознания и люди, которые пытаются докопаться до психологического смысла йоги, просто тратят даром свое здоровье. Не совсем так. Как работают наши органы - сердце, почки, печень и так далее? Ошибкой будет думать, что сами по себе. Само собой в этом мире не происходит ничего. Наши внутренние органы иннервируются мозгом через вегетативный отдел нервной системы. Этот механизм в ходе эволюции хорошо отлажен и, по логике, не должен давать сбоев, но в его работу вмешивается… стресс.Современный человек находится в состоянии перманентного напряжения и стресса от неудачного режима дня, недосыпа, различных страхов, как действительных, так и мнимых и так далее. Постоянные и регулярные стрессы угнетают нервную систему в целом и, в частности, ее вегетативную составляющую. При стрессе процесс иннервирования мозгом внутренних органов нарушается. Подобная системная ошибка на медицинском языке называется вегето-сосудистой дистонией. Можно сказать, что мы испытываем стресс не только сознанием, но и всем телом. С годами эти проблемы накапливаются и приводят уже к настоящим болезням. Так что старая русская присказка «Все болезни от нервов» оказалась удивительно верной. Мы пытаемся снять последствия стресса через сигареты, спиртное, еду, но эти способы сами по себе приводят к различным осложнениям. Есть и другой путь – глубокое расслабление, в ходе которого наш мозг перестает вмешиваться в работу нервной системы и наш организм получает возможность заняться само наладкой своих систем. Здоровье это нормальное состояние тела, пока на него не начали влиять наши мысли и эмоции. В состоянии торможения психики включается режим саморегулирования физиологических функций, то есть тело начинает само искать пути к своему оптимальному состоянию. Так что йоги действительно очень здоровые люди, и не только психологически.
Статья поставлена на сайт 23.04.13