Д. Ю. Медведев-Барьяхтар
Уровни обучения единоборству. Часть I.
"Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей,
свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех,
и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще."
Послание к евреям Святого Апостола Павла.
Стих 12:1 |
Кто приходит в спортзалы единоборств? Естественно люди. Разные - разнообразные: хорошие и плохие, доброжелательные и замкнутые, со своими проблемами, желаниями, стремлениями. Даже женщины, иногда, приходят. Женщина, она тоже человек, ей тоже хочется своему ближнему по физиономии дать, да не просто, а профессионально. Но эта градация (не путать с деградацией) действует лишь до дверей зала. Переступает человек порог, и из собственно человека превращается в адепта единоборств. Трансформация мгновенная: был нормальный человек, стал адепт. Но это только внешне кажется, что быстро. Процесс изменения внутренних установок затягивается на более длительный срок, который измеряется годами. И люди, в соответствии с ходом этого процесса, делятся уже не на хороших и плохих, в обычном смысле этого слова, а по совершенно другим критериям, отражающим происходящие в человеке или, точнее, адепте единоборств изменения. Временной фактор важен потому, что любое серьезное занятие - это путь превращения самого себя в нечто другое, отличное от того что было. Жизнь по крупному это тоже путь, но там изменения не так заметны из-за нежелания большинства людей напрягаться, искать, творить. Начав же заниматься или учиться чему-то конкретному, в том числе и единоборству, человек становится более динамичен, более открыт изменениям. Если при этом он еще и осознает, что с ним происходит, то у него есть определенный шанс прожить свою жизнь не зря. Аминь (да сбудется!).
Раньше в Китае людей занимающихся единоборством, делили просто и емко - на учеников и мастеров. У китайцев вообще большой опыт сводить всю палитру красок, которыми нарисовал мир создатель, к двум цветам, к темному и светлому, к Инь и Ян. Жалко, конечно, бесконечного разнообразия, утерянного при сведении богатейшей гаммы к черно-белому телевизору, зато просто и понятно: ученик - мастер. Сегодня ученик - завтра мастер (ну послезавтра, ну через год, два, десять…), все равно завидно. Талантливые, видать, были ученики. "Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя, богатыри, не… мы". Ну не богатыри мы, тем более не китайские.
В Японии, где китайских богатырей от единоборств по определению не водилось, уже сложнее градация пошла. По поясам. Интересно, кстати, почему именно по поясам. Кучу литературы перелопатил, но объяснения данному феномену не нашел. Вот скажем, на планете Плюк галактики Кин-Дза-Дза в фильме Данелия людей делили по цветам штанов и тоже неплохо получалось. А тут пояса, целых три: белый, коричневый, черный, то есть ученик, старший ученик, мастер. Для любителей ранее экзотической и ставшей давно привычной и родной терминологии восточных единоборств: кохай, сэмпай, сэнсей. Любопытная деталь, слово "сэнсей" у нас часто знают даже люди, ничего общего с единоборствами не имеющие. Термин "сэмпай" известен уже более узкому кругу. Что такое "кохай" не знают, подчас, даже в секциях каратэ. Наверное потому, что "кохаем" быть не хочется никому. Представляете как звучит фраза "Я - кохай". Сродни армейскому фольклору: "Я - дух!" или "Я - салага". Но как бы то ни было, между учениками и мастерами прослойка уже появилась, так сказать буфер, чтобы одни с другими не так часто сталкивались. Может быть, дело в том, что мастера уже пошли не богатыри, измельчали, так сказать, со временем. Подходит, предположим, настырный ученик к мастеру, либо с улицы какой нахал силы попробовать пожалует, ан нет, разбежался самонадеянный… Стоят крепкой стенкой, плечом к плечу: сэмпай, сэмпай, сэмпай. Но на современный лад, учитывая дух и потребности настоящего момента, все простовато, даже примитивно как-то. Уж больно стенка узкая и только с коричневыми поясами. Может у них в Японии текстильная промышленность не на должном уровне работала, или с краской была напряженка. Да и шелк из Китая с перебоями поставляли из-за дипломатических сложностей. Период-то зарождения японских школ единоборств тоже был непростой, переломный. От мрачного средневековья и оголтелого абсолютизма сёгунатов, в соответствии с диалектикой мирового исторического развития, к светлому капиталистическому будущему и демократическому правлению императоров. Даже перестройка своя была, революция Мейдзи называлась. Короче, все в истории повторяется, хорошо бы с одним и тем же результатом, японским желательно.
Но это все дела давно минувших дней, а в настоящее время у нас экономика, как уверяют, уже стабилизируется. Правда отечественной краски пока маловато, зато американской хватает, и поставляют ее без перебоев. Американцы не китайцы, если дело пахнет прибылью на дипломатические сложности внимания не обращают. Так что с раскраской поясовныне никаких проблем не возникает ни у нас, ни на Западе. Заходишь в зал единоборств, в глазах рябит. Все цвета радуги: желтые, синие, фиолетовые… Да куда там радуге: бело-красные, глянцевые, переливающиеся, с каемочками и нашивочками, чуть не серо-буро-малиновые в козявчатую крапинку. Переступаешь порог зала единоборств и не знаешь, кому кланяться. Воспользовался дружеским советом: ты черному, черному поклоны бей. Черный пояс он и в Африке… black belt. Ага, понял. Захожу в зал. Елки-моталки. Вот это да! Вот это школа! Черных поясов целый зал. Какие разговоры, кланяться немедленно! И этому, и этому. А это что? Это белый какой-то, с бородой тоже белой. Вот незадача. Этот самый белый пояс в прыжке, пяткой с разворота. Да так точно. Школа-то единоборств оказалась вьетнамская. У них там во Вьетнаме вообще все сикось-накось, шиворот-навыворот. Короче, с белым поясом мастер был. На бороду надо было смотреть, а не на пояс. А черных поясов там и правда целый зал единоборств. По стенкам скромно жмутся, новички ведь.
Ну мастера этого понять можно. Заходит в зал единоборств этакий "корень", по-русски выражаясь, разворачивается к нему спиной и, наклоняясь, одно место показывает и раз, и два, и три. Кто же тут выдержит? Ну он и заехал пяткой по-вьетнамски ли, либо по-другому, не знаю. Я на него зла, естественно, не держу. Ну дали в нос, ну утерся собственным поясом так, что тот до кончиков покраснел, дело-то житейское, как говорил персонаж известной детской сказки. Но в эти вьетнамские школы единоборств больше не ногой, ни за какие коврижки. Пусть другие в поясах путаются и за это в нос получают. Я нынче умным стал. Только в "родную" японскую. Там уж черный, он всегда черный. Вот, отлично, Кекусин-кай. Миллионы занимаются, а я что, хуже? Тоже хочу Оямой стать. В будущем. Как из одной школы единоборств выбрался, так, минуя состояние нормального человека, в двери другой школы единоборств и зашел, по пути из вьетнамского адепта шустро превратившись в японского. Ой, мама, лучше бы я в дружественном Вьетнаме остался! За что же меня так? Потом в раздевалке объяснили, спокойно, без раздражения, что рано мне Оямой быть и красный пояс носить. Да я же, говорю, им нос утирал, он кое-где даже белым проступает. Не интересует, отвечают, в Кекусин-кай красный пояс только Ояма Масутацу носил, а ты… Понял, понял, мужики, я догадливый.
После вьетнамской школы единоборств нос, как флюгер, куда ветер дунет, туда и повернется. После Кекусин-кай от многочисленных "объяснений" по голове (ребята там серьезные попались) дальтонизм заработал, но опыт приобрел, а опыт, как известно, дело бесценное. И с опытом разглядел, что в залах единоборств люди делятся не по цветам поясов, тем более что я их долго еще из-за кекусиновской травмы не различал, а потом научился вообще не замечать, а по несколько иным критериям, которые в любом зале единоборств одни и те же, хоть боксом там занимаются, хоть славяно-горицей. И делятся по этим критериям занимающиеся на четыре типа: ученики, бойцы, инструктора и мастера. На каждом из которых можно и нужно остановиться особо.
Продолжение "Уровни обучения единоборству" - Часть II. Ученики.
Раздел"Каким видом единоборств заняться?"
Статьи о боевом искусстве и единоборствах.
|
Статья опубликована в журнале "Боевое Искусство Планеты" №9-10 1997 |