Д. Ю. Медведев-Барьяхтар
Уровни обучения единоборству. Часть II
Первый уровень обучения единоборству - ученики.
"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете;
стучите, и отворят вам; Ибо всякий просящий
получает, и ищущий находит, и стучащему отворят."
Евангелие от Матфея. Стих 7:7-8
|
Ученики это большая часть народа в любом спортивном зале и, одновременно, это первый уровень обучения единоборству. Именно ученики при обучении единоборству потеют и наполняют залы грохотом бросков и ударов, шумно дышат и кричат по поводу и без. Иногда и не очень потеют, но шумят от этого не меньше. Ученики слоняются по залам и раздевалкам перед тренировкой, с умным видом рассуждая на разные темы, часто пытаясь скрыть за этой ширмой неуверенность в своих силах. Переходят из зала в зал, коллекционируя стили единоборств и тренеров, у которых они тренировались. Мечтают найти уникального тренера, который наконец-то займется всерьез их обучением единоборству, и после недолгого срока, в зависимости от собственных запросов, сделает из них либо грозу двора и улицы, либо мастера дзен-буддизма. Часто, так не найдя подходящего учителя, ученики доживают в спортзалах до преклонных лет, походя в этом на студентов средневековых университетов.
Ученик отличаются от остальных обитателей зала единоборств тем, что как бы он не усердствовали и не старался, и какие бы удары не наносил, его приемы, как правило, опасны лишь для воздуха в зале, иногда для висящего в углу мешка. И это нормально, так как ученик только приступил к обучению единоборству, только осваивает и пытается понять приемы и связки данного стиля, только выставляет форму удара или броска.. Не спешите требовать с него результат, так как он еще только ученик, которым был в свое время любой крутой боец и тренер единоборств. Если ученик не просто пришел научиться "морды бить", а старается от души понять и сделать прием на воздухе, на мешке, в спарринге, то результат в обучении единоборству со временем будет всегда.
Самая нужная психологическая черта ученика при обучении единоборству это трудолюбие и прилежание. Я легко на тренировке отличаю таких ребят по взгляду - он у них внимательный и заинтересованный, так как они стараются понять, что тренер показывает, и как это повторить им. Не так важно, где начинался ваш путь при обучении единоборству - на борцовском ковре, в боксерском зале, или в подвале, где проводились тренировки по запрещенному в Советском Союзе каратэ, но я, как и все, кто занимается и занимался единоборством, должен помнить ощущение того, что совсем рядом есть новое, неизведанное знание, которым очень хочется обладать. Но получить и усвоить это знание получается не у всех и не всегда, так как обучение единоборству это тоже навык, которому тоже надо учиться.
Основная сложность для ученика при обучении единоборству в том, что он придя в зал учиться он должен оставить за дверями собственный опыт, все сделанные ранее наработки и освоить новое, то, что до этого момента ученик не знал и не умел. Как говорили на Востоке, "в полную чашку нельзя налить ни капли", даже если в чашке паленый самогон, а долить собираются французский коньяк. С другой стороны, самый талантливый тренер единоборств, с самой совершенной методикой преподавания, даже если ему это очень хочется, не может подменить усилия ученика при обучении единоборству своими. Все люди неповторимы и уникальны, как в строении тела, так и по складу психики. Человека, который не умеет думать своей головой, адаптировать новые движения под свое тело и под свою психику, на пути обучения единоборству не ждут большие успехи. То есть, с одной стороны, ученику надо оставить в стороне собственный опыт и постараться сделать так, как говорит ему тренер, с другой стороны он должен все, что говорит и показывает ему тренер изменить и адаптировать под себя.
Как всегда в подобных вопросах истина находится где-то между крайностей и большая часть людей при обучении единоборству склоняются в одну из крайностей. У многих учеников не получилось научиться ничему новому из-за того, что не смогли преодолеть привычные рамки техники и динамику движений. Особенно сложно тем ученикам, кто уже занимался и имеет опыт тренировок в том или ином стиле единоборства. Любой человек всегда ценит то, что освоил, затратив на это тонны труда и пота и всегда опасается потерять это. "Лучше синица в руках, чем журавль в небе" и лучше привычные удары и броски, чем что-то новое и неизвестное. К обучению новому стилю единоборств такие ученики подходят как к семинарам повышения квалификации. Есть какой-то багаж знаний, добавлю к ним еще один "чемодан" из пары новых ударов и все будет в лучшем виде. Однако, обучение единоборству не багаж, а прием не чемодан, который можно без ущерба положить в общую кучу вещей. Механическая сумма приемов дает не высокий результат. Впрочем, если ученик реально что-то знает и умеет в единоборствах, никуда эти навыки не денутся и, рано или поздно, прошлые наработки при обучении единоборству обязательно войдут в новую систему боя. Если же не вошли, то, скорее всего, это были не реальные наработки, а род интересной, но бесполезной информации, которая как легко запомнилась, так и забылась.
Требуется серьезное мужество, для того, чтобы произнести слова: "Все, что я знаю и умею в прошлом и теперь я буду обучаться единоборству заново". Очень часто такой шаг связан с психологической травмой, когда прошлые наработки не оправдали себя в какой-то критической ситуации и человек узнает, что техника единоборства, на которую потрачены годы труда в зале не оправдала себя. Часто подобные ситуации случаются, когда ученики традиционных стилей каратэ и кунг-фу сталкиваются с боксерами и борцами из спортивных стилей, а спортсмены попадают в нестандартные условия улицы. В любом случае, как бы разносторонне вы не были подготовлены и сколь бы широким арсеналом приемов единоборств не обладали, вы всегда можете оказаться в ситуации, где ваша техника может вам не помочь. Жизнь всегда шире и разнообразнее любой подготовки. Как бы не было горько и неприятно, не закрывайте глаза на подобные ситуации, которые могут стать для вас трамплином для выхода на новый уровень обучения единоборству. Если честно, то и у меня была ситуация, когда я сидел в углу зала и загибал пальцы на руке, пересчитывая приемы, которыми меня сделали, или разделали "под орех". Спустя годы я могу сказать, что без той ситуации не было бы ни дальнейшего пути, ни данной статьи.
С другой стороны, начав обучаться единоборству, ученик может оказаться и в другой крайности - полное неверие в свои силы и возможности, и, как компенсация, полная вера в тренера единоборств, который может сделать что угодно и из кого угодно. В зале работать с такими учениками просто и приятно, а завоевать их доверие нужно только один раз. В последствие, при обучении единоборству, можно "вешать лапшу на уши" сколько угодно, или сколько допускает тренерская совесть. Внимают каждому слову, а иногда и записывают то, что говорит "сенсей". Под шумок пытаются снять на телефон уникальные, по их мнению, приемы единоборства. Если тренер сказал, что данное упражнение нужно сделать так и столько раз, сделают все. Критическая оценка зала, тренера и техники отсутствует абсолютно. При обучении единоборству мечтают стать такими же, как их тренер, не понимая, что каждый человек индивидуален и своеобразен, особенно если он мастер единоборств. Чтобы применить в схватке удар или бросок, надо не просто повторить их за тренером, а понять движение и переработать его под себя. Слепое копирование и многочисленные повторения одного и того же лишь вехи на пути к своей технике боя, а никак не самоцель.
Ученики в залах при обучении единоборству склоняются к первому или второму варианту. На традиционном Востоке градус доверия к сенсею или учителю явно зашкаливал, иногда напоминая анекдот: "Пункт первый - сенсей всегда прав. Пункт второй, если сенсей не прав, смотрит пункт первый". Простота, по известному выражению, хуже воровства и именно восточное отношение к сенсею, которое не допускает сомнений в истине того, что он говорит и показывает и привело к положению, когда по выражению Брюса Ли "90% традиционных единоборств в Японии и Китае не более чем разукрашенный джаз". У нас в Отечестве чаще не верят ничему и никому, что тоже не самая удачная установка, не позволяющая заметить и использовать положительные моменты, которые есть у любого тренера, который занимается обучением единоборству. Образно говоря, как золотоискатель, взявшись за мытье золота, сначала зачерпывал песок из реки полным лотком, думая, что все это золото, а, обнаружив что нет, просто выбросил лоток обратно в воду. До серьезной работы дело у золотоискателя так и не дошло. Поэтому есть некоторые приемы (не единоборства), которые могут облегчить ученикам тернистый путь при обучении единоборству. Хотя, конечно, чужим умом жизнь не прожить, но, прежде чем прошибать лбом стены, стоит посмотреть, что рядом с стеной есть нормальная дверь с ручкой для удобства пользования.
Про любовь к этикету и церемониям, которые составляют значительную часть культуры при обучении единоборствам на Востоке сказано много. Многие из этих церемоний перекочевали в и наши залы, вместе с кимоно и названиями ударов и бросков. Как правило, по отношению к этикету дело сводится либо к слепому копированию, либо к откровенному игнорированию. "Каратэ начинается с поклонов". Раз поклонился - ученик, два поклонился и старший ученик, три поклонился и… радикулит получил. Однако, среди большого количества случайных фрагментов чужой культуры часто находятся и вполне разумные вещи. Так, при обучении единоборствам на Востоке, не принято складывать руки на груди или класть ладони на бедра, а также опираться на стены зала. Можно свести все к причудам сенсея, но есть и более разумное объяснение. На тренировке ученик старается повторить движение, прием за тренером. При этом он воспринимает информацию двумя способами - сознанием и подсознанием. Сознание ведет диалог, типа: "Ой, что там наш сенсей делает? Ноги стоят таким образом, руки держатся так, затем руки двигаются так, а ноги двигаются... Все, запутался в тренерских ногах." Наше сознание не охватывает картину целиком, сосредотачиваясь на деталях и часто при этом упускает целостную картину происходящего. Схватить все эти мелочи одновременно при обучении единоборству способно подсознание ученика, но его работа зависит от позы и положения тела. Скрещенные на груди руки, или кисти упертые в бедра на языке психологии называются замками, отключающими подсознание человека от ситуации. Опора плечом или любой другой частью тела на стену действует подобным образом, но там психика уже не отключается, а засыпает, как мы засыпаем, когда кладем голову на подушку. Так что, если хотите чему-то научиться (не только единоборству), не усложняйте себе жизнь.
Восточные ритуалы не сводятся только к тому, как часто и как низко надо кланяться. Участник восточной церемонии должен наполнить ритуал необходимыми и подходящими эмоциями. Если пригласили на прием к могущественному дайме, будь любезен испытывать благоговейный трепет, если вызывает на ковер начальник помельче, проникнись почтением до глубины души. Может у китайцев и японцев это получается легко и естественно, но мы, люди русские, и "мы любого начальника в душе матом посылаем" (Мережковский). Не дождешься от наших учеников при обучении единоборству почтения до глубины души, гладко переходящего в благоговейный трепет (и слава Богу!). Правда есть и противоположная тенденция, когда тренера единоборств покупают, как покупают вещь в магазине. То, что все можно продать и купить, может быть, и верно в Европе и Америке, но не совсем подходит для нас. Как покупатели, народ мы пока не богатый, как продавцы - за деньги душу в дело вкладывать у нас не привыкли. Как нам относиться к человеку, передающему нам какие-то знания? Совет прост, как все гениальное - уважайте его. Форма уважения может быть у каждого своя и исходит из тех вглядов на мир, которые присущи данному человеку. Мы русские, а не китайцы и не японцы, чтобы ритуалы для души устанавливать. Я, лично, всегда называл своих учителей на "Вы", не взирая на возраст последних. Это выставляло для меня оптимальную дистанцию при обучении единоборствам.
Какую цель преследует ученик, который начал обучаться какому-то стилю единоборств, кроме банального "научиться драться"? Ученик это уровень обучения единоборству, когда выставляется форма ударов и бросков. В процессе тренировки ученик старается заставить свое тело сделать то или иное движение, двигать руки и ноги по тем или иным траекториям. А у тела не получается двигаться по "тем или иным траекториям", тело не желает расширять свой диапазон движений, напрягать атрофированные лежанием на диване мышцы. Поэтому цель и смысл обучения единоборству у ученика в первую очередь это достижения контроля за собственным телом. "Тело - низший уровень разума", по известному выражению из Дзен-буддизма, и пока ученик не умеет контролировать свои руки и ноги, как сороконожка, у которой спросили с какой ноги она ходит, он никогда не научится контролировать эмоции, чувства и, тем более, окружающий мир. Как этого достичь? "Ищите и обрящите!" - сказал две тысячи лет назад первый сенсей.
Продолжение "Уровни обучения единоборству". Часть III Бойцы.
Раздел"Каким видом единоборств заняться?"
Статьи о боевом искусстве и единоборствах.
|
Статья опубликована в журнале "Боевое Искусство Планеты" №9-10 1997 |