Д. Ю. Медведев-Барьяхтар
Уровни обучения единоборству. Часть IV.
Уровень третий - инструктор единоборств в зале.
"Ибо сказываю вам, что никто из тех
званных не вкусит моего ужина, ибо
много званных, но мало избранных".
Евангелие от Луки. Стих 14:24. |
Не удивляйтесь, инструктор это тоже одна из стадий обучения единоборству, наряду с учеником и бойцом, а не результат всего процесса движения. Инструктора в любом зале единоборств видно сразу. Вот он в центре, на виду у всех и у каждого. "Словно в степи сосна, словно в году весна". Важно прохаживается из угла в угол, пока другие пашут в поте лица. Распоряжается, что кому делать, как стоять, как дышать. То есть какие упражнения и какие приемы единоборств выполнять, в какой стойке, с каким дыхательным ритмом. Руководитель одним словом, руками водит, как впрочем и ногами, особенно во время демонстрации приемов. Хотя некоторые инструктора прекрасно обходятся и без этого, ограничиваясь подаваемыми вовремя командами, на манер строевых командиров. Естественно, знает все лучше всех, особенно в масштабе собственного зала единоборств, и с неповторимым апломбом изрекает любую истину, как бы тривиальна она не звучала. Некоторые увлекаются и начинают учить каждого встречного поперечного и в остальной жизни, искренне считая, что если они могут хорошо делать одно дело, то "поймали бога за бороду" и знают лучше всех и все остальное.
Иногда, в особо тяжелых случаях, совершенно теряют способность критически оценивать свои знания и способности и живут в угаре от собственной исключительности, пока жизнь, патологически не терпящая самовлюбленности, не расставит все на свои места. Если инструктор единоборств переживает такой крах и после этого не опускает руки, у него есть шанс вырасти в мастера. Число учеников в залах можно измерять сотнями, бойцов - десятками. Инструктора это "штучный" или "эксклюзивный" товар, и измеряются они единицами. Если в школе 3-4 хороших инструктора единоборств, то... можно восхититься мастером, который их вырастил.
Ученик - это этап выставления формы движения, приема единоборств. Боец - этап применения приемов и техник единоборств. Инструктор - это осмысление движения, понимание закономерностей, по которым это движение или прием единоборств построены. В принципе, можно ограничиться простым показом движений. Посмотрели внимательно, увидели? Эта нога здесь, эта рука там. Запомнили? Теперь сделали точно также, но объясните, чем тогда такой инструктор единоборств отличается от видеомагнитофона. Поставил кассету, нажал на пуск и смотри, запоминай, понимай. С магнитофоном даже удобнее как-то получается: устал, надоело - выключил. Можно и настоящего "магнитофонного" инструктора "выключить" прямо на тренировке, когда надоест со своими наставлениями, но вдруг потом не "включится". В статье об учениках уже говорилось, что каждый человек индивидуален и неповторим, и любой прием единоборств нужно не просто копировать, а пропускать через себя, свое тело, психику. Исходя из этого, задача настоящего инструктора не просто показать, а направить ученика в процессе познания. Не подменить его по принципу: "посмотри на меня, думай обо мне, делай как я", а именно помочь, видоизменив форму, но оставив неприкосновенным смысл, эффективность, боевое наполнение приема единоборств.
Многие люди допускают серьезную ошибку, считая что лучше преподает единоборство тот, кто эффективнее дерется. Спору нет, если инструктор может только языком молоть, то грош ему цена. Нельзя перескакивать через ступени обучения. "Если мяса с ножа ты не ел ни куска, если руки сложа наблюдал свысока..." Не познавший на собственной шкуре соленый привкус реальности боя (читай кровь из разбитого наса или губ) будет всю оставшуюся жизнь заниматься иллюзиями разной степени сложности, создавая свою собственную реальность, наподобие королевства Кривых Зеркал. Но для формирования инструктора единоборств синяков и шишек, даже полученных в большом количестве, мало. Бывает, приходишь в школу, бойцы - любо дорого, гренадеры, один к одному, а инструктор среднего роста, вроде и статью не вышел. Но обращаются к нему все подчеркнуто уважительно, не смотря на то, что в бою явно превосходят. Эти незаурядные бойцы прекрасно понимают, что для того, чтобы расти и развиваться дальше, им нужны знания и интуиция этого человека. Инструктор единоборств- это уже не набитые кулаки, а голова и все, что в ней находится.
Тренировки в любом стиле единоборств всегда начинаются одинаково. Вот один инструктор в центре зала с головой, так сказать, вот рядком бойцы с кулаками, которые потихонечку почесываются, и ученики с любопытными физиономиями. Очень трудно не поддаться соблазну и всегда помнить, что "рядок" этот состоит из отдельных людей, каждый из которых, особенно для себя, представляет центр мироздания в миниатюре, как бы плохо при этом у него ни получалась техника единоборства. Представляете! Несколько десятков пупов вселенной в одной галактике зала, каждый из которых заслуживает индивидуального подхода и терпеть не может обезлички и уравниловки. Отношения с конкретным учеником представляют из себя оборотную сторону того, о чем уже упоминалось в статье про учеников. Выставление правильной психологической дистанции с учеником для инструктора единоборств дело тонкое и деликатное. И причина этого не в инструкторском апломбе и стремлении удовлетворить собственное самолюбие.
Подпустишь к себе слишком близко, запанибрата, и перестанут учиться, прислушиваться, просто выполнять то, что необходимо. "Бардак" в зале единоборств и превращение тренировки в тусовку один из результатов такого отношения. Автор был свидетелем того, как однажды в зале строптивая особа улеглась посреди татами и не пожелала вставать, а инструктор бегал вокруг нее, пытаясь наставить на "путь истинный". Наверное этот инструктор единоборств был хорошим человеком, но, видимо, он немало потрудился над тем, чтобы его в собственном зале ни в грош не ставили. Кстати, потом эта мадам пришла и в мою группу, но только один раз...
С другой стороны, если переборщить, то можно превратить себя для учеников в подобие идола, а тренировку в род религиозной практики с массовым поклонением обожаемому, единственному и неповторимому учителю единоборств. Ученики при этом как-то затушевываются, пропадают на фоне учителя, который все больше смахивает то ли на икону, то ли на лубочную картинку. Театр одного актера с инструктором единоборств в главной роли можно считать открытым. Самое комичное наступает тогда, когда такие инструктора пытаются перенести атмосферу зала за его пределы, требуя от всех почтения и преклонения перед собственной исключительностью и в обычной жизни. О стандартном результате таких попыток было сказано выше. (Вообще претензия быть мастером единоборств говорит в первую очередь о том, что мастером данный субъект ни в коей мере не является и скорее всего никогда не станет.) Так как люди все разные, и для каждого ученика нужна своя, оптимальная для него дистанция, становится понятным, что инструктора единоборств, который не является одновременно психологом, не ждут на пути значительные успехи.
Сложностей у хорошего инструктора единоборств хватает. Как организовать тренировку? Как распределить нагрузку? Какие подготовительные упражнения дать к конкретной технике? Как заново заинтересовать учеников уже знакомыми вещами? Вплоть до того, как расставить народ в зале, чтобы они на пятки друг другу не наступали, и когда форточку зимой открыть, чтобы не переохладились. Но все это, если можно так выразиться, технические сложности организации тренировочного процесса единоборства. Учить конкретных учеников необходимо, но не достаточно. Это программа минимум, программа же максимум для инструктора - это создание коллектива на основе отдельных учеников и бойцов, обучающая атмосфера которого принимала бы в себя любого полезного человека и без вреда для себя выбрасывала бы того, кто учиться и тренироваться не желает. Тем более что спортивный коллектив не армия и не средневековый клан, раз войдя в который, выйти уже не представляется возможным. Текучка в залах единоборств нормальное явление. Кто-то приходит, кто-то уходит. Лично по опыту автора, если в зале до 10% новичков, руководить ими можно без особых проблем, а если до 40-50%? Тут иногда такое чувство, как будто по скале лезешь или по лезвию бритвы идешь. Один неверный шаг и рабочая атмосфера сосредоточенности развалится как карточный домик.
Как сплотить коллектив из отдельных личностей? Эта проблема больше подходит для статьи по общественной психологии и автор не собирается отбирать хлеб у дипломированных специалистов, написавших не одну внушительную статью на данную тему, а тем более соревноваться с ними. Можно только затронуть некоторые аспекты чисто спортивного характера, которые имеют значение в зале единоборств.
На физическом уровне этому могут помочь любые упражнения, исполняемые всеми в одном ритме. Совместные молитвы в церкви, как и строевая подготовка в армии одной из целей имеют именно со-настройку людей. Впрочем, автор советует изобрести что-нибудь подинамичнее молитвы и поинтереснее строевой подготовки. В зале единоборств хорошо действуют общие для всех упражнения, как общефизические, так и специальные. Общефизические не обязательно должны быть похожи на массовые отжимания от пола, которые больше напоминают опять-таки строевую подготовку на спортивный манер. Упражнение становится объединяющим тогда, когда люди, делая его, увлекаются какой-то общей целью. Как это сделать конкретно, можно оставить на фантазию и сообразительность инструктора единоборств. Специальные упражения подразумевают задания на тему непосредственно единоборства, где задействовано более двух человек. К сожалению, подавляющее большинство тренеров придерживаются мнения, что строевая подготовка и единоборство это по сути одно и то же, что значительно снижает вариативность и нестандартность свободной работы.
Кроме упражнений, в сплочении коллектива может оказать существенную помощь истина, сформулированная еще римлянами: "Разделяй и властвуй!". Не стоит упрекать автора статьи в макиавеллизме, не вникнув в суть дела. Эта статья начиналась с того, что люди, занимающиеся единоборством, делятся на 4 типа, из которых непосредственно на тренировках присутствуют два - ученики и бойцы. Тогда почему бы не использовать это разделение, помогая, в самом простом варианте, бойцам осознать свою роль и ответственность в общем процессе обучения? Дисциплина в зале единоборств, работа по подтягиванию новичков и еще очень много других тренерских функций можно безо всякой опаски переложить на старших учеников. Люди любят, когда им оказывают доверие, и из кожи вон лезут, чтобы его оправдать. На общем же ходе работы это однозначно скажется положительно, что пойдет всем на пользу и, в первую очередь, начинающим ученикам, тем, которые действительно хотят заниматься, а не ваньку валять.
Этика инструктора единоборств - это этика ученика, поставленная с ног на голову и возведенная в n-ную степень. Не спешите хвататься за школьный учебник по математике, судорожно пытаясь вспомнить, как переворачивать на чертеже фигуры и возводить в степень числа. Все гораздо проще. Отношения ученика это вертикаль: ученик - учитель. Для инструктора единоборств эти отношения смотрятся с обратной стороны: учитель - ученик. Если учесть, что учеников много, то необходимо возвести сложность отношений в определенную степень. Теперь можете подставить свои исходные параметры в указанную формулу. Ничего не получилось? И не надо, т.к. жизнь не формула и n-ная степень дает качественный скачок. Короче, этика инструктора единоборств - это ответственность за людей, которые приходят к нему в спортзал. Ответственность за все, что в нем происходит и может произойти. За любой конфликт, травму, как физическую, так и психологическую. Можно, естественно, обвинять во всем и учеников. Этот ленится, тот растяпа, этот чересчур усерден, тот слишком много о себе думает и т.д. и т.п. Если у мужика одна жена стерва, вторая стерва, третья того же поля ягода, то может просто муж сволочь?
Например, инструктор единоборств учит, учит, а ученики никак научиться не могут. Тупые один к одному, хоть и стараются. Показывает инструктор движение, а у них не получается. Первый раз не получается, второй, третий... Первой причиной, по которой человек не может чему-то научиться, это непоследовательность обучения. Чем спихивать все на учеников, более продуктивно для самого инструктора единоборств подумать, какое подготовительное упражнение он выпустил из тренировочного процесса. Во всяком случае при такой постановке вопроса инструктор будет расти сам как профессионал, а не заниматься брюзжанием по поводу того, что ученики не соответствуют его уровню и требованиям.
Стругацкие в романе "Понедельник начинается к субботу" упомянули, что в одной из лабораторий НИИЧАВО на примере 13 джинов определили, сколько зла может причинить обществу злобный, невежественный дурак. А если его еще и поставить тренировать людей, то, пожалуй, в НИИЧАВО джинов не хватило бы для эксперимента. Это не так безобидно, как может показаться на первый взгляд. В одном из залов единоборств автор был свидетелем того, как молодым пацанам без предварительной разминки и разогрева давали упражнения на жесткое скручивание позвоночника и сжимание его в прогибе назад. Не нужно иметь специальной квалификации, чтобы понять, что для большинства ребят проблемы со спиной после этого обеспечены, на что они, кстати, после тренировки и жаловались. Про такие мелочи как вредные навыки движения и бесполезные приемы единоборств, которые применить невозможно, говорить нет смысла. Хоть человек целым остался и то слава Богу или, там, инструктору единоборств.
Итак. Ученик учится контролировать свое собственное тело, боец повседневную жизнь. Инструктор единоборств должен научиться контролировать других людей. То же самое, что он проделал когда-то с самим собой, когда был учеником и бойцом, он должен проделать в масштабе своего зала единоборств. Но люди не марионетки, из которых можно лепить все, что душе угодно. Понять их желания и стремления, направить их в нужное русло, при этом так незаметно, чтобы они не почувствовали, что их как-то направляют и куда-то ведут, в этом вершина искусства контроля инструктора единоборств. И снова вернемся на шаг назад. Если вы не владеете своим телом, если в вашей жизни царит хаос, не оставляющий места для обычной, но регулярной тренировки, еще раз подумайте о том, стоит ли выходить на середину зала единоборств перед строем людей, которые доверяют вам самих себя.
Окончание "Уровни обучения единоборству". Часть V - Мастер.
Раздел"Каким единоборством заняться?"
Статьи о боевом искусстве и единоборствах.
|
Статья опубликована в журнале "Боевое Искусство Планеты" №1 2001
|