Д. Ю. Медведев-Барьяхтар
Кто и как любит драться в единоборствах. Часть I.
"С мастером, специализирующемся в одном, определенном виде работать проще - он в силу той же специализации жестко запрограммирован. А я - нет. Тактической игрой удавалось в большинстве случаев загнать в безвыходное положение. Гибкость ума частенько поважней гибкости суставов будет. Вот благодаря собственной универсальности и удавалось перестроиться…"
В. Барковский, А. Измайлов
"RUSSIAN GOLD". |
Любопытство, конечно, не порок, но и не совсем положительное качество. Хотя его всегда можно переименовать в что-то более привлекательное, например в любознательность (хотя разница между первым и вторым очень мала). Я с детства был как любопытным, так и любознательным. И нет бы интересоваться чем-то хорошим, типа литературы или живописи, или чем-то полезным, типа бизнеса и карьеры. Меня же с молодых лет интересовало, как один человек может набить другому человеку морду. Ох, пардон, лицо (хотя и в этом случае сущность процесса не меняется). Подталкиваемый данным интересом, я регулярно посещал залы и школы различных стилей единоборств. Где-то хватало нескольких тренировок, где застревал дольше, лет на пять - шесть. Таким образом общая продолжительность моих туров достигла лет двадцати, за которые я изрядно оттоптал ноги, и другие части тела. При том, как свои, так, естественно, и чужие. Устав от бесконечных блужданий, я изобрел новую методику получения интересующей меня информации. Сняв зал и дав рекламу, я стал завлекать к себе в зал людей уже тренировавшихся в разных стилях единоборств и, как и раньше, узнавал много нового и интересного. В принципе, не было еще ни одного человека, у которого я чему-нибудь не научился. Но я стал замечать, что многие из тех, кто приходил ко мне в зал в гости не торопились его покидать. Более того, наблюдая за тем, что делаю я, они успешно учились уже у меня. Таким образом, зал приобрел устойчивый характер, а я оказался, сам не ожидая такого результата, в роди инструктора единоборств. Но, даже уже став инструктором, меня продолжал интересовать вопрос - кто и как любит или предпочитает драться.
Кажется, все элементарно. Есть какие-то стили единоборств и нужно понять, какую технику там преподают. И здесь первая проблема. Под общим термином "кунгфу" или "каратэ" в Китае и Японии существуют десятки стилей. Не меньше у нас в стране стилей единоборств подходящих под название "рукопашный бой". Практически невозможно посчитать количество существующих сейчас стилей, особенно, если наряду с восточными стилями учитывать западные спортивные стили, типа бокса и кикбоксинга, вольной и классической борьбы. Мало нам восточных и западных стилей, так еще идет бум отечественных стилей единоборств языческого, казацкого, православного, спецназовского и прочих направлений. Кроме того, постоянно появляются новые, типа ММА и новейшие стили, вырастающие из новых.
Так ли нужно разбираться во всем этом разнообразии? Особенно, если не собираешься издавать энциклопедию школ отечественного и мирового мордобоя. Однако, для того, чтобы адекватно действовать в драке надо представлять, с кем можешь столкнуться, как в зале единоборств, так и на улице. Спортсменам в этом плане легче. У них есть жесткие рамки правил соревнований, в которых предстоит действовать как им, так и их противнику. Что и как делают в других стилях единоборств для спортсмена лишняя информация, которой не рекомендуется забивать голову, особенно в процессе подготовки в очередным соревнованиям. Я же, как инструктор, преподаю ученикам не только технику единоборства, но и самооборону, которая предполагает отсутствие четких рамок спортивных правил. Лично я мог бы обойтись и без всяких схем. За пару десятков лет в залах единоборств я успел поработать в схватках с огромным количеством бойцов разных направлений и стилей и научился как интуитивно определять как стиль вероятного противника, так и находить к нему правильный подход. Но нельзя же советовать подобный путь ученикам, типа, пойдите, походите по залам и через год-другой-третий научитесь определять стиль противника самостоятельно. И зачем им тогда я, как инструктор, если я не умею систематизировать и передать свой им опыт? Так или иначе, нужна основная схема и вытекающий из нее алгоритм действий. При этом данная схема должна быть проста и где-то даже элементарна. Схватка в единоборствах это стресс, когда думать очень сложно и правильные, логичные, красивые, но громоздкие схемы лишают бойца мобильности.
В первый момент, идея свести всю цветную палитру техники и приемов единоборств к двум-трем цветам привела меня в отчаяние. Перед мысленным взором мелькали то ряды каратистов, делающие под японский счет очередное ката, то боксеры, с азартом колотящие противника перчатками, то самбсты, выбивающие друг другом пыль из ковров, то плавно скользящие по залу в одном им понятном ритме ушуисты. Натужное сопение вольников в партере смешивалось с частушками под гармошку русских стилистов, и заглушалось отчаянными воплями уже упомянутых каратистов. Кимоно всех цветов радуги, майки и трусы, камуфляж и самбовки - как разобраться в этой какофонии движений, звуков и цветов, да еще и передать ее в упрощенном виде собственным ученикам?
С другой стороны, любая подготовка должна иметь конкретную цель. Я в зале единоборств не собираюсь готовить эрудитов от мордобоя, способных разбираться в тонкостях, которые отличают северное ушу от южного, и языческий стиль рукопашного боя от его православного аналога. Мне нужны бойцы, способные адекватно реагировать на технику и приемы противника в схватке. Я в свое время долго ходил по чужим залам единоборств, отстаивая тренировки "от звонка до звонка", ну, или если это был зал каратэ "от поклона до поклона" и быстро усвоил, что самое интересное происходит в конце тренировки, когда начинаются спарринги. Каратисты делают разные ката, а в джиу-джитсу обширный арсенал болевых приемов на руки в стойке, но как только дело доходит до боя, каратист двигается в боксерском челноке, а борец джиу-джитсу упрямо лезет всеми возможными способами в партере. Блок аге-уке или болевой на локоть в стойке вещи очень интересные, но применяются в схватке настолько редко, что ими можно пренебречь с чистой душой (хотя, пожалуй, аге-уке в схватке я так ни разу и не видел). Аналогично куда-то деваются монолитные стойки каратэ, пассы руками адептов кунг-фу, эстетически красивые броски айкидо. Когда перед теквондоистом, конгфуистом, каратистом появляется настоящий противник, павлиний хвост техник и приемов единоборств сворачивается и остается та манера ведения схватки и те приемы, которой они и пользуются на спаррингах в конце тренировки.
Я не раз слышал, что формальные упражнения, типа ката и тао, готовят бойца к бою лучше, чем сам бой, но если спуститься с высоты чистого искусства на грешную землю, факт остается фактом: во многих стилях приемы единоборств, которые разучивают на тренировках, и те приемы, которые применяются в схватке существенно отличаются друг от друга. Именно эти "ножницы" между первым и вторым, а не откусывание ушей и захваты за пах (или наоборот) и есть наиболее четкий показатель того, насколько техника данная школа является боевой. Наиболее сильно эти "ножницы" выражены в восточных стилях единоборств. То, что делают на тренировках боксеры и борцы, гораздо ближе к тому, что они используют в схватках.
Окончание: Кто и как любит драться в единоборствах. Часть II.
Раздел "Каким видом единоборств заняться?"
Статьи о боевом искусстве и единоборствах.
|
Статья опубликована в журнале "Боевое Искусство Планеты"
№1 2002 и поставлена в интернет 21.01.02.
|