Д. Ю. Медведев 
В Советском Союзе было сытно, но скучно.
Советский Союз стал историей. После распада СССР страна резко изменилась и поколению, выросшему после перестройки, трудно представить себе каким был тот мир. Он был не хорош и не плох, он просто был другим. Здесь я опишу мои воспоминания, как человека, который вырос в одной стране, а жил уже в другой. Эти воспоминания, в первую очередь касаются позднего Советского Союза (80-е годы) и, по определению, субъективны. Другие люди моего поколения могут не согласиться со мной.
Советский Союз, чтобы не говорили сейчас, не был бедной страной. Более того, он был достаточно зажиточной страной, но, по своим меркам. Практически у всех была крыша над головой. Квартиры были не в частной, а в государственной собственности, но выкинуть человека на улицу в те времена было немыслимо. Несмотря на перебои с отдельными продуктами питания, основной набор в магазинах был всегда и никто не голодал. Возможно, одежда и обувь советского покроя не блистала разнообразием, но была добротной и зимой никто не мерз. Советский Союз самостоятельно выпускал все основные виды бытовой техники, начиная от велосипедов и телевизоров до утюгов и стиральных машинок. У всех была работа (безработица была только на «проклятом Западе») и уволить даже пьющего работягу было невероятно сложно. Население было обеспечено бесплатной медицинской помощью и, если человек заболевал, всегда можно было получить оплачиваемый больничный лист. 1 сентября все дети страны Советов в одной форме шли примерно в одинаковые школы со стандартными программами, а после школы, пока родители на работе, можно было записаться в бесплатные секции и кружки.
То есть население Советской страны было обеспечено всеми необходимыми средствами к существованию. По сравнению с обеспеченностью товарами Западного мира это был более чем скромный набор, но люди этого не знали. Мы можем понять богатые мы или бедные только по сравнению с кем-то другим, а сравнивать советскому человеку свой быт было не с кем. Из 260 миллионов населения за границу выезжали считанные единицы и миллионы советских людей прожили жизнь так никогда и не увидев «живого иностранца». Зарубежных товаров было мало и только в особых магазинах крупных городов, а информационный занавес прочно ограждал советского человека от любого сравнения. Мы просто не знали, что можно жить по-другому. Для нас существовал один вид молока – молоко, один вид масла – масло. Двадцать фирм выпускающие разные виды молока или масла и один товар от двадцати разных производителей, лежащий рядом на прилавке магазина, выглядели нонсенсом. Люди не видели иностранной техники и поэтому считали свои телевизоры, машины и магнитофоны нормальными и вполне подходящими для использования (я был в шоке, когда после бабинных магнитофонов размером с мелкий современный холодильник увидел японский кассетный магнитофон величиной с ладонь). Любопытно, но мы не особо представляли и нищету, царившую в большинстве стран Азии и Африки. Это были "Страны третьего мира, освободившиеся от колониальной зависимости", а многие из них "встали на путь социалистического строительства". Было не принято подчеркивать, что спустя десятилетия после ухода западных колонизаторов и огромные суммы помощи, которые вкладывал в эти страны Советский Союз, люди там продолжают голодать.
Конечно, в Советском Союзе уровень жизни тоже не был совсем одинаковым. Города всегда жили лучше, чем деревня, а Москва лучше остальных городов, но разница эта, по сравнению с современным расслоением, была минимальной. Быт десятков миллионов советских людей был удивительно стандартным. Утром позавтракать и собрать детей в школу, на общественном транспорте на работу, 8 часов на заводе или в конторе, снова общественный транспорт, пробежка по магазинам за продуктами, затем домой, готовить ужин и проверять уроки у детей, а утром снова на работу. Когда приходила пора отпусков, все ездили на Черное море. Египет или Турция, конечно, существовали где-то на карте, но также далеко и недосягаемо, как полет на Марс. Мы жили в огромной стране от Балтики до Тихого океана, но усредненный советский быт царствовал везде, от Калининграда до Магадана.
И вот тут и крылся подводный камень социализма – этот уровень быта практически не зависел от человека. Ты мог окончить институт с красным дипломом, а мог иметь в аттестате сплошные тройки, но работой по специальности по окончании учебного заведения ты был обеспечен в любом случае. На работе ты мог работать отлично или просто хорошо, а мог и «ваньку валять» весь рабочий день, но свою зарплату в конце месяца ты получал всегда (задержка зарплаты в Советском Союзе была столь же невероятной, как выселение из квартиры). Все получали примерно одни блага вне зависимости от личного вклада, а места для частной инициативы в советской системе просто не было (исключая копание картошки на приусадебном участке).
По телевизору год за годом шли одни и те же новости. На Западе – сплошное загнивание, нищета и деградация, у нас в Советском Союзе – прогресс, увеличение выплавки стали, и очередные решения партии в жизнь! Редкие фильмы талантливых режиссеров, типа Эльдара Рязанова или Леонида Гайдая, ждали всей страной и обсуждали месяцами. Интересной литературы было удивительно мало, исключая многочисленные произведения наскучившего всем «социалистического реализма». Поэтому книги доставали по блату, обменивали, дарили на праздники, даже воровали. На всю огромную страну выходил десяток журналов, типа «Техника молодежи» или «Вокруг света» которые выписывали, зачитывали до дыр, а после подшивали и хранили годами. Эстрада – в основном только разрешенная сверху «народная самодеятельность». Любые обсуждения и разговоры на все темы выходящие за рамки официально допустимых – только в узком кругу вечером на кухне за чаем.
Энтузиазм 30-х годов, когда вчерашние крестьяне проектировали самолеты и строили промышленные гиганты, остался далеко в прошлом, как и эйфория 50-х, когда мы «нагнули всю Европу». Никаких поражающих воображение достижений «развитый социализм» 80-х не демонстрировал, исключая упоминавшуюся «выплавку стали». В коммунизм уже никто не верил, ни внизу, ни наверху (особенно когда Хрущев с трибуны очередного съезда заявил, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме), а без общей цели и без грандиозных достижений, лишенная инициативы жизнь обычных людей быстро скатывалась к ежедневному спокойному прозябанию в ожидании гарантированной пенсии. Мы еще верили, что живем в великой стране, но серость быта год за годом подтачивала это чувство.
Эта серость повседневного быта рождала еще один удивительный советский феномен. Население как будто азартно играло в «кошки-мышки» с государством. Люди цеплялись за все, что хоть как-то выходило за рамки их повседневной регламентированной сверху жизни, особенно, если это было запрещено. Государство ограничивало доступ к информации, люди мастерили антенны и ловили по радио «Голос Америки». Государство вводило цензуру, процветал самиздат. Государство насаждало атеизм, люди повально увлекались экстросенсорикой, мистикой и йогой. Особенно повышенный и даже болезненный интерес вызывало все, что символизировало западный образ жизни, типа таких вещей как джинсы или пепси-кола. Когда в Москве открылся первый Макдональдс, в него выстроилась очередь, в которой люди стояли по 12 часов. Так хотелось увидеть хоть одним глазом, как они там живут (на то, что посуда в этом «ресторане» бумажная никто в тот момент внимания не обращал)!
Подводя итог, я бы сказал, что в Советском Союзе жить было сытно и спокойно, но удивительно однообразно и скучно. ИМХО - «In My Humble Opinion»

Статьи о разном.
Статья поставлена на сайт 1.02.19