Дмитрий Медведев-Барьяхтар
Восточные единоборства. Часть II
- Бойцы и мастера.
"С древних времен китайское государство не готовило, а выбирало кадры. И сейчас лучшие тренеры в Китае - это люди, способные определить будущего чемпиона среди других одаренных. Тренировать слабых, не гениальных - для Китая пустая трата времени".
А. Ю. Кузьмин "Солнце и снег" |
Западные и восточные единоборства различались не только тем, что на Востоке не было соревнований. Разным было и отношение к людскому материалу, что рождало в свою очередь разницу в методике подготовки.
Методика западных стилей ориентирована на массовую подготовку бойцов. Делалось это следующим образом. Технический арсенал стиля сводился к минимально необходимому набору приемов. Затем, на основе этих приемов, строились разнообразные связки, которые, в зависимости от ситуациии и применялись в схватке. Если в современном боксе три основных удара, то количество связок точно не назовет даже профессионал. Аналогично и в борьбе. Существенное отличие дзюдо от традиционных японских стилей восточных единоборств было в том, что Дзигоро Кано ввел в методику борьбы изучение и отработку связок бросков, подобных тем, что уже давно применялись в вольной и греко-римской борьбе. Нововведение полностью оправдало себя на соревнованиях, призом которых было право готовить инструкторов для японских образовательных школ, с чего и начинается рост мировой известности дзюдо. То есть западные стили, в том числе и разработанное по западным меркам дзюдо, имеют очень развитую и совершенную комбинаторику приемов. Результативность такой методики очень высока, особенно при массовой подготовке. Сначала простые приемы, затем на их основе связки и... год - другой и неказистый и неумелый ученик вырастает в хорошего бойца. При том, что очень важно, методика эта проста и хоошо ложится на большинство людей. Условно говоря, из десяти человек пришедших в зал бокса, самбо или рукопашного боя через год выйдет пять - шесть хороших бойцов (если, конечно, не бросят тренировки), а сам стиль приобретает все черты массового стиля западного образца, хоть и ходят ученики на тренировках в кимоно..
Отношение восточных единоборств к людскому материалу прямо противоположное. "Если, через год тренировок из сотни учеников останется десять это неплохой результат. Если через десять лет тренировок из десяти учеников останется один - это лучший результат". На Востоке не готовили бойцов, идеал и цель восточной подготовки - мастер. Сколько для этого нужно перебрать и отсеять человеческого материла для восточной подготовки не важно. Возможно, дело действительно в традиционно большом населении восточных империй, позволяющее осуществить подобный отбор кадров, но в согласии с целью подбирались и способы подготовки мастера восточных единоборств.
По идее восточных стилей, мастер не должен был тратить время боя на разведку и прощупывние обороны противника. Подстройка должна быть настолько мощной, чтобы свести бой к одному - двум ударам. Идеал - "иккун хиссацу" или удар наповал в каратэ. То, что данный подход появился на Окинаве и имел в своей основе стремление крестьян закончить бой с вооруженным самураем одним - двумя ударами больше походит на сказку, придуманную Функоши Гитином, чтобы придать вес собственному стилю восточных единоборств. Принцип одного усилия на Востоке не уникален и использовался далеко не только на Окинаве но и во многих японских стилях, типа джиу-джитсу или кэндо. Умение опередить противника, поразив его одним ударом привело даже к формированию целой школы фехтования - йай-до."Одна стрела сбивает одну утку, две стрелы для утки это слишком" - аналогичных высказываний много в дзен-буддизме, эстетика которого была составной частью многих школ восточных единоборств. Возможно, что именно стремление ли опередить противника и закончить бой одним, но сокрушающим ударом легло в основу японской тактики, которую они не раз применяли в ходе воин. Внезапное нападение на Порт-Артур в ходе русско-японской войны и атака на американский Пирл-Харбор в ходе Второй Мировой Войны идеально ложатся в эту логику.
Так или иначе, но связкам приемов в технике восточных единоборств уделялось очень мало внимания. Отсюда рваная динамика и отсутствие пластики движения во многих стилях каратэ, реже ушу. Взамен делался упор на многолетнюю проработку и оттачивание до совершенства отдельных приемов, а также на энергетические практики, такие как Ци-гун и работу по перестройке сознания через медитацию. Трудно утверждать о боевой эффективности подобных методик, но пика своей формы мастера на Востоке достигали к сорока годам, что, в том числе может быть и результатом вышеназванных практик. Подобные упражнения до наших дней служат отличной рекламной вывеской, которая приводит в залы восточных единоборств многочисленных учеников. Людям хочется всего и сразу - и драться уметь, и манипуляции с энергией освоить и рамки сознания расширить и все это за какой-то год - другой по два раза в неделю. К сожалению, на подобные методики нужны не годы, а десятилетия упорного труда с неопределенным результатом в конце и таким путем могут следовать единицы, но никак не массы любителей восточных единоборств.
С некоторым приближением можно утверждать, что Запад выпускает товары широкого потребления, ширпотреб на народном жаргоне, а Восток ориентирован на уникальные изделия. На данный момент у западного ширпотреба есть отличная система контроля и, как результат, хороший уровень качества, а репутация уникального восточного товара серьезно дискредетирована множеством аферистов и проходимцев от восточных единоборств, превративших ранее боевые системы в то, о чем Брюс Ли сказал еще пол века назад: " 99 процентов кунг-фу - не что иное, как абсурд. Это разукрашенный джаз".
Продолжение "Восточные единоборства".
Часть III - о правой и левой стороне тела.
Раздел "Каким видом единоборств заняться?"
Статьи о боевом искусстве и единоборствах.
|
Статья поставлена в интернет 15.10.02 и опубликована
в журнале "Боевое Искусство Планеты" № 4 2004
|