light Главная light Почта light Карта сайта light Тел. 8-495-395-60-36 Тел. 8-916-228-33-18
slogan
name
     
Выпадающее меню Javascript DHTML . Издатель dhtml-menu-builder.com

Дмитрий Медведев-Барьяхтар тренер единоборств

Восточные единоборства, Часть IV.

Сенсеи и тренеры.

"Нельзя быть непочтительным к учителю"
"Нельзя обучать того, кто не предан учителю и не чтит старших"

В. Малявин "Традиция внутренних школ ушу"


Восточные единоборства Пропасть отделяющая западные стили боевых искусств и их восточные аналоги касалась также отношений, в которые вступали ученики и учителя на разных концах континента.

В Европе учитель, обучающий ученика, в первую очередь был человеком знающим что-то (в этом конкретном случае - единоборство) лучше ученика. Ученику нужны были информация и навыки, которые он и получал от учителя, платя за обучение тем или иным образом. Образно говоря, у первого есть что-то, что он может продать, у второго есть средства, чтобы купить то, что может продать первый. В этом несложная суть отношений, как в "Капитале" Маркса. Понятно, что в ходе занятий между учителем и учеником часто возникали личные отношения, уважение или даже симпатия, но, подобные отношения всегда были на втором плане, а на первом оставалось то, ради чего учитель и ученик собственно и встретились - процесс передачи знаний и обучения тем или иным навыкам. В Европе учителя единоборств никто не ставил на недостижимую высоту и не требовал от него безупречности или особой мудрости в других вопросах. Если он хороший специалист в своем деле, то до его личной жизни никому не было особого дела. Подобная система отношений идет из Средневековой Европы, когда учитель фехтования в любой знатной семье был необходимым и уважаемым специалистом, подобным всеми остальным учителям или работникам. Также нанимали, платили и уважали за добросовестную работу трудолюбивого садовника, опытного врача или искусного кулинара. Поэтому учителя единоборств в его западном варианте мы назовем тренером.

Для восточного менталитета Учитель восточных единоборств личность сакральная. Учитель это идеал, это уровень, который невозможно достигнуть. Долг ученика перед Учителем не мог быть оплачен никогда и ни в какой валюте. Связь ученика с Учителем, основанная на благодарности, существует всегда и не зависит от того, рядом с учеником Учитель или нет. Подчас, весь процесс обучения мог сводиться к показу пары - другой приемов восточных единоборств, а то и просто к идее на какую-нибудь отвлеченную тему, но этого было достаточно, чтобы ученик, с согласия Учителя, становился именно его учеником, за жизнь которого учитель теперь нес ответственность. Как и в Европе, на Востоке так относились не только к учителю восточных единоборств, но и к любому другому мастеру, который мог обучать каллиграфии или охоте.

Можно представить, как наши отечественные сенсеи тоскуют по таким отношениям. Представляете, выдаешь одну-другую непонятную фразу на дзенский манер и получаешь ученика, который тебе обязан до конца жизни. Правда, об восточной ответственности за жизнь ученика такие сенсеи предпочитают не думать. Слава Богу, мы живем в России, а не в Китае. То ли учителя измельчали, то ли ученики стали требовательнее. А может быть вычитанные из книг чужие истины за прошедшие столетия потускнели и не вызывают у аудитории необходимого восторга.

Логика западного отношения к тренеру нам ближе и понятнее. Сколько поклонов в зале не бей, а Россия по психологии ближе к Европе, чем к Китаю. Как и почему возникло подобное отношение к сенсею в восточных единоборствах стоит поговорить особо. Не будем ссылаться на восточный менталитет, так как не стоит объяснять одну непонятную вещь через другую, еще менее понятную. Вместо этого поищем реальную причину того, что на Востоке ученики молятся на учителя. "Молятся" в данном случае, совсем не фигура речи, а вполне конкретная практика, принятая в школах восточных единоборств, где перед тренировкой ученики реально молились изображению учителя. В залах, где преподают айкидо, на стене всегда висит портрет О-сенсея. Странный обычай, если не знать, что это часть психологической обработки, которую проходили в восточных додзе ученики.

Суть и цель этой психологической обработки в том, что когда учитель восточных единоборств становится для ученика чем-то идеальным на грани божественного, у ученика полностью пропадает способность критически оценивать информацию. На традиционном Востоке ученику в голову не может прийти сомневаться или подвергать обсуждению, как учителя, так и то, чему он обучает. Процесс усваивания знаний и навыков при этом идет быстрее и качественнее, чем в западном варианте. Больше того. Ученик на Востоке не просто учился тем или иным ударам или броскам, а стремился стать буквально копией учителя восточного единоборства, как в плане техники, так и в плане жизни. Но не спешите аплодировать восточным мастерам, создавшим такую эффективную методику передачи знаний. Для того, чтобы ученик развивал стиль, которым он занимается, он должен привнести в него что-то свое, новое, а для этого необходимо начать сомневаться в истинности того, что говорит и показывает учитель. Восточным ученикам в голову не приходило ни сомневаться в том, чему их обучают, ни, тем более, сделать что-то лучше, чем их идеальный сенсей. Таким образом восточный ученик с годами становился копией своего учителя, а КОПИЯ ВСЕГДА ХУЖЕ ОРИГИНАЛА. И так, столетие за столетием, ученики становились ухудшенными копиями собственных учителей, а восточные стили в целом стабильно и незаметно деградировали. Результат данного процесса у всех перед глазами, и лучше всего его охарактеризовал Брюс Ли: "99% систем самообороны, существующих в Китае и Японии - не что иное, как абсурд. Это разукрашенный джаз. Он хорошо смотрится, но не срабатывает". Можно дополнить, что один процент остался на мастеров которые и принесли восточным единоборствам мировую популярность.

 

Анализируя западные стили и восточные единоборства, я старался отойти от подхода "хорошо - плохо". На Востоке и на Западе у боевых искусств были разные исходные предпосылки, мастера ставили разные цели и, естественно, получали разные результаты. Но, на данный момент, не смотря на мировой всплеск интереса к восточным единоборствам, общее направление развитию задает все-таки Запад, а на самом Востоке становится все больше стилей скроенных на западный манер (таеквондо, саньда, дзюдо). Большая же часть уникальных черт восточных стилей уходит в область легенд и фольклора.

восточные единоборства Начало "Восточные единоборства", Часть I - О соревнованиях и не только о них.

Смешанные единоборства и рукопашный бой в Москве Раздел "Смешанные единоборства и рукопашный бой в Москве".

Статьи о боевом искусстве и единоборствах Статьи о боевом искусстве и единоборствах.

восточные единоборства

Статья поставлена в интернет 15.10.02 и опубликована в журнале "Боевое Искусство Планеты" № 4 2004

 

     
 
Rambler's Top100
copyright © 2009 created by sagitt