Д. Ю. Медведев-Барьяхтар
Воинское и боевое искусство. Часть I
Одной из основных проблем существования боевого искусства в нашей стране стали споры о наличии или отсутствии национальных исторических корней в этой области. Дрались русские или нет, и если да, то как? Утверждения, выдвигаемые адептами, таковы: "Боевое искусство в России было потому, что мы, русские, отлично воевали. И вообще, у такого уникального, талантливого и неповторимого народа просто не могло не быть самостоятельной традиции национального мордобоя, осталось только общими усилиями ее восстановить". Либо обратный вариант: "Боевого искусства в России не было потому, что воевали мы плохо, а если и умудрялись выигрывать сражения, то не умением, а числом. У такого ленивого, неповоротливого и пьяного народа боевого искусства нет и быть не может. В данный момент самое лучшее, на что мы способны, это заниматься импортными каратэ и айкидо, а не высасывать из пальца всякую ерунду".
Упрощая: русские умеют драться, потому что умели сражаться, или, наоборот, русские не умеют драться, потому что не умели сражаться. Не учитывается только одно, что "сражаться" и "драться" в данном контексте не слова синонимы. И дело не в том, что в одном понятии фигурирует оружие, а в другом нет. Сражаются на полях сражений, защищая страну, дерутся на дуэли, защищая честь.
Эти два термина часто путают. Разделим их,
условно обозначив "драться" как "боевое искусство поединка", а "сражаться"
как "воинское или военное искусство". Боевое искусство поединка -
это искусство боя один на один, то есть единоборство. Баш на баш можно биться и
на рыцарском турнире, и на ринге. То, что один боец в трусах
и в перчатках, а другой на коне и в доспехах, сути дела не
меняет. Традиции единоборства можно проследить во все
времена во всех странах. Это и гладиаторы, сражавшиеся друг
с другом на аренах римских цирков. И берсерки с их боевым
безумием, когда все равно кого мочить, своих или чужих. Европейские
рыцари, ломавшие копья на турнирах ради прекрасной дамы, и
самураи, которые умудрялись даже настоящие сражения превращать
в большое количество парных поединков. Французские дворяне,
скрещивавшие шпаги на дуэлях, что так красочно и романтично
описано в романах Дюма, и, наконец, современные спортивные
стили боевого искусства и единоборств от бокса до каратэ и дзюдо включительно,
и так далее, и тому подобное.
Воинское или военное искусство, несомненно, близко к боевому искусству индивидуального боя (единоборству), в истории часто перекрещивалось с ним, но все же развивалось несколько другим путем. Поединок - индивидуальное мастерство, сражение - массовое. В какой-то момент времени великие полководцы древности поняли, что хорошо спаянная группа на поле сражения всегда сильнее доблестного одиночки. Это послужило толчком к развитию воинского искусства. И маршировали вглубь Азии стройные фаланги македонцев с копьями на плечах. Пылили по дорогам Средиземноморья, хозяйничая от Британии до Аравии, "железные" римские легионы. Катились по степи монгольские тумэны, спаянные первым военным уставом - яссой Чингиз-хана. Кроили карту мира, основывая великие колониальные империи, дружные залпы армий нового времени.
Как видно, боевое искусство, как единоборство, и воинское искусство имеют различные цели, а значит, по-разному подходят к подготовке "человеческого материала". Основными требованиями единоборства являются высокие личные качества бойца, что рождает столь притягательный для человека культ личной отваги, благородства и индивидуального мастерства. Кодексы чести, системы монастырской психологической тренировки, закрытые светские школы, как западные, так и восточные, - все это относится к боевому искусству (единоборству). И имеет своей целью выдать в конце хорошо подготовленного, всесторонне обученного человека, которого мы условно назовем "мастером", не придавая этому термину конкретного исторического значения. Таким мастером боя мог быть как древнеримский гладиатор, так и французский бретер.
Воинское искусство в противовес единоборству требует от человека умения поступаться личными амбициями ради блага группы, ради общей цели, рождая культы братства по оружию и преданности знамени, культивируя чувство локтя, самоотдачу и самопожертвование. "Сам погибай, товарища выручай" одним словом. Цель воинского искусства создать не мастера-одиночку, а солдата. Методы подготовки солдат исторически отработаны не хуже, если не лучше, чем методы подготовки "мастера": казарма, общий котел, строевая подготовка, устав и субординация. Что у солдата в руках в момент марш-броска: щит-скутум и пара дротиков-пилумов или современный калаш и вещмешок - не важно.
Эти два направления, боевое искусство и воинское искусство, иногда существовали параллельно. Так в Древнем Риме боевое искусство гладиаторов долго уживалось с воинской традицией легионов. Одни дрались между собой на аренах цирков, другие с варварскими и не очень народами на границах империи. Восстание Спартака, когда легионеры и гладиаторы сошлись на полях сражений, учитывая общую продолжительность римской истории, можно считать лишь отдельным нехарактерным эпизодом. В остальном гладиаторы и легионеры относились друг к другу вполне лояльно (естественно, учитывая менталитет того времени). Бывали даже случаи, когда легионеры, лучшие в том мире специалисты массового боя, подучивались у гладиаторов приемам боя индивидуального, как видно, не считая это особенно зазорным.
Немало в истории случаев и конкуренции между двумя традициями. Личное мужество и боевое искусство одиночки против слаженности и самоотдачи группы. Что выигрывало? В индивидуальном поединке мастер сильнее солдата. Опытный бретер на шпагах даст сто очков вперед ветерану нескольких военных компаний (не смотря на весь традиционный пафос последнего). Но на полях сражений единоборство редко перевешивало воинские навыки, ведь солдат готовили именно для войн. Исключение составляет, пожалуй, Европейское Средневековье, которое было кратковременным "золотым веком" боевого искусства одного бойца. Тяжеловооруженный всадник мог, шутя, турнуть с поля боя сотню-другую крестьян или легковооруженных пехотинцев. "Золотой век" был не долог. Европейское рыцарство сначала было бито английскими лучниками при Кресси и Пуатье, а появление на полях сражений в XIV веке швейцарской и гуситской пехоты, обученной действовать в плотных построениях и вооруженной копьями и алебардами, привело к закату рыцарской эпохи. Сражение - не турнир, что так до конца и не смогли понять благородные рыцари. А ностальгия о тех временах, когда личное мужество и боевое искусство одиночки были решающими, прослеживалась практически во всей европейской литературе, начиная от Сервантеса и заканчивая уже упоминавшимся Дюма.
Боевое искусство и воинское искусство часто путают на основании того, что и в первом и во втором случаях существуют системы подготовки бойцов, там и там сражаются и дерутся оружием, там и там побеждают и проигрывают. Между тем, понимание разницы существенно повышало шансы на победу на полях сражений. Наполеон еще во время египетской компании говорил: "Десять мамелюков всегда победят десять французов, сто мамелюков и сто французов будут сражаться на равных, тысяча французов всегда побьют тысячу мамелюков". Не ручаюсь за дословную точность цитаты, но смысл верен. Примерно те же слова приписывают Суворову, с той лишь разницей, что роль французов играют русские, а роль мамелюков - турки.
Из того, что сказано, напрашивается вывод,
что боевое искусство, по сравнению с воинским, вещь сугубо
несостоятельная. Копнем глубже цели первого и второго. Зачем
нужно воинское искусство? Воинская традиция позволяет любому
обществу людей, будь то племя, народ, государство или империя,
защищать свою землю от захватчиков, завоевывать новые территории.
Воинское искусство - это средство выживания и процветания
общества среди других сообществ.
Боевое искусство работает не с обществом, а
направлено на развитие отдельной личности, формируя некий
идеал, к которому стремятся люди, и разрабатывая методы самосовершенствования
и пути личностного роста. Боевое искусство - это средство
облагораживания общества через развитие конкретной личности.
Гармония и равновесие между этими направлениями, которые были достигнуты в Древнем Риме между гладиаторами и легионерами, встречаются редко. Обычно развитие цивилизации идет с приоритетным преобладанием либо одного, либо другого. Рискну утверждать, что преобладание традиций индивидуального боевого искусства чаще всего ведет к несостоятельности на полях сражений и наоборот. За иллюстрацией обратимся к "Мекке" любителей боевого искусства, к Китаю и Японии.
Про китайские стили боевого искусства, про их традиции и древние корни пишут много и со вкусом. Монастырские и светские школы единоборств, внутренние и внешние стили, жесткие и мягкие техники, пожалуй, такого расцвета боевого искусства не знала ни одна цивилизация нашей планеты. И ни одна цивилизация, наверное, так плохо не относилась к своим защитникам: "Из хорошего железа не делают гвоздей, из хорошего человека не делают солдата". Результат известен. За три тысячелетия военной истории Китая были и громкие победы, и сокрушительные поражения. Однако большинство побед связано с воцарением иностранных династий, привносивших свои традиции ведения войн. Если в данный момент в состав КНР кроме исторического Китая входят Тибет, Джунгария, Внешняя Монголия и Манчжурия, то все эти территории были завоеваны чужой для Китая династией Цинь. Чисто китайские династии, типа Мин, предпочитая само изолироваться и защищаться, рано или поздно падали под ударами северных варваров. Многочисленные попытки китайских мастеров единоборств создать на основе ушу боеспособную армию кончались полным фиаско и далеко не только в войнах с европейскими армиями. Один из самых ярких примеров эффективности воинской традиции на полях сражений дала сама китайская история, когда обычные циньские солдаты взяли штурмом и сожгли дотла легендарный Шаолинь, перебив в бою около 300 монахов, мастеров боевого искусства шаолинь-цуань.
А Япония? Ох, самураи, ах самураи! Бусидо и чайная церемония, катана и сеппуку, танки и гири, дзен и дзю-дзюцу. Навешано столько, что европейскому рыцарю не снилось. Там всего лишь бдение над оружием в церкви при посвящении в рыцари, геральдика и рыцарские ордена! А между тем военная неэффективность одних поразительно напоминает военную неэффективность других. У себя на Родине все по высшему разряду: плюмажи перьев на одном конце континента и знамена с иероглифами на другом, поднятие забрала (до сих пор честь отдают тем же движением) в Европе и оповещение о своем имени перед поединком в Японии. Результат - "доблестные" самураи ни раз и ни два биты прямо в соседней Корее, которую они постоянно пытались завоевать как плацдарм для создания будущей великой империи. Единственное отличие Японии от Китая в том, что Япония вовремя сумела понять разницу между воинским и боевым искусством и ввела регулярную армию. Результат не заставил долго ждать: японские войска оккупируют не только Корею, но и Китай, Индокитай, Филиппины и Индонезию. Судя по всему, пошли бы и дальше, если бы не регулярные армии США и СССР. Средневековым самураям о таких успехах можно было только мечтать.
Описывая две традиции боевого искусства, я намеренно избегал говорить о России. О ней речь пойдет ниже. Япония и Китай - страны, конечно, интересные, но живем-то мы здесь!
Русская традиция.
Итак, Россия. Как все вышесказанное относится к нам? К земле, на которой существовали наши предки, существуем мы, и, хочется верить, будут существовать наши потомки. Сначала нужно осознать, что Россия - это отдельный мир, живущий по собственным законам. Кто лучше должен это знать как не русские люди? Однако, слишком часто, говоря о своей стране, мы отсчитываем ее не от себя, а от кого-то извне. Именно от них, "умных и прогрессивных", откладываем собственную историю и культуру. Некоторые из нас кричат, что кое-что "хорошо", даже "отлично". Другими словами "как у них". Некоторые ворчат, что "плохо", даже "отвратительно". То есть "совсем на них не похоже". 300 лет, не замечая, мы меряем Россию западным аршином, упорно упаковываем себя под западный стандарт, смотрим на себя через западные очки. Между тем мерить огромную страну с самобытной историей полярной импортной шкалой так же бессмысленно, как пытаться судить незаурядного человека, сравнивая его с другими по принципу "похож - не похож". Естественно будет непохож, но это совсем не означает, что плох. Справедливости ради нужно сказать, что это вина не Запада. Смотреть на себя через призму чужого мировоззрения - это наша национальная болезнь или, если угодно, традиция. По тому же принципу мы теперь пытаемся создавать и национальные школы боевого искусства. Правда, ориентировка при этом идет не на западный, а на восточный образец. Типа: если на Востоке в монастырях тренировались, как же наши родные монахи могут не заниматься тем же? Сейчас пойдем и раскопаем самый крутой стиль монастырского боевого искусства. Если же нет и намека на дрыгоножество и рукомашество, значит… скрывают. Логика!
Разговор мы начали с того, что, не смотря на внешнее сходство, боевое искусство (единоборство) и искусство войны, вещи разные. Не хочется огорчать патриотов, но единоборства в России культивировалось слабо. Это не значит, что наши предки не дрались в индивидуальных схватках. Были и поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле, и судные поединки, и дворянские дуэли, но самого факта схватки один на один недостаточно для появления целой традиции. Для подобного феномена нужен особый настрой общества на те психологические качества человека, которые культивирует боевое искусство. Для сравнения перечитайте "Трех мушкетеров". Кто-то справедливо заметил, что, не смотря на повальное юношеское увлечение данной книгой, ситуация, описанная Дюма, у нас в России была бы невозможна. Возьмите историю с подвесками королевы. Положительные герои - гвардейские офицеры, спасающие репутацию виновной в связях с врагами Родины королевы! Куча трупов настоящих французских патриотов, крушение замыслов министра, делающего Францию великой державой, и, в конце концов, простое дезертирство из действующей армии. И все это под элегантный звон шпаг, хлопки пробок, вылетающих из бутылок, и нежные поцелуи.
Да.… Не мушкетеры мы, русские. У нас обязательно подумали бы о долге, о присяге, наконец, просто о совести. Кого это не устраивает, ищите другую Родину, больше отвечающую вашим претензиям (или, как вариант, сочините сказку о великих русских поединщиках!). Русским людям просто не свойственен культ индивидуального начала, который необходим для появления боевого искусства. Не станут у нас стреляться из-за косо брошенного взгляда. Если же такое когда-то и происходило, то окружающие недоуменно пожимали плечами: "Что это они? Совсем во французов заигрались?" Давайте представим на секундочку главного героя "Трех мушкетеров", мучающегося совестью по поводу убитого на дуэли противника или думающего о своем долге перед Францией. Картина как минимум смешная, как максимум неестественная. Герои Дюма такие, какие есть: легкомысленные и доблестные, влюбчивые и верные дружбе, не стоит за это их судить с нашей колокольни. Но давайте будем последовательны, и не станем осуждать наших предков с колокольни французской, японской или китайской за то, что они также были самими собой.
Мы, русские, никогда особенно не задавались проблемами индивидуального мастерства и единоборства. Тогда что действительно волновало наших предков? Так и слышу крик: "Водка, водка их интересовала, а не проблемы чести и дружбы"! Но водка на Руси появилась только в середине прошлого века. И герои тех же "Трех мушкетеров" на трезвенников как-то не тянут, а кое-кто вообще просто и спокойно спивается (не будем говорить кто, хотя это был Атос). Да, не водкой, а благородным вином, но суть от этого не меняется.
Бессмысленно искать причины отсутствия традиции боевого искусства в русской лени, ограниченности, трусости и так далее. Лентяев и трусов хватает в любом народе. Мы формировались в условиях, отличных от тех, в которых складывались европейские нации. В Европе границы государств устанавливались географией. Англия, Ирландия - острова. Испания, Италия, Греция, Дания, Норвегия - полуострова. Большая часть границ Франции определена горами и морем и так далее. В Восточной Европе естественных рубежей не было ни с одной из сторон.
Часто восхищаются англичанами, которые уже в 1215 году навязали королю хартию вольностей, положив начало западной демократии. А под такую хартию можно и боевое искусство в виде рыцарских поединков спокойно развивать. Но у Англии из-за островного положения начиная с Вильгельма Завоевателя почти тысячу лет не было ни одной внешней агрессии! Пытаюсь представить хартию вольностей в России. Тяжеловато. Но все-таки подобный опыт был осуществлен в соседней славянской стране Польше или, как ее называли тогда, Речи Посполитой. Шляхетские права и вольности, выборный король… Чем не демократия в средневековом понимании этого слова. Как закончилось, напомнить? Польшу наподобие пирога разрезали три империи: Германская, Русская и Австро-венгерская, после чего несчастная Речь надолго исчезла с политической карты мира. И нас бы разрезали, поделив между Польшей, Швецией и Турцией. Что спасло? А спасло отсутствие тех самых вольностей. На войне нужно служить и приказы исполнять, а не глотку на митингах (или сеймах в польском варианте) драть.
Русские изначально были поставлены историей
в такие условия, где вместо личной чести стал долг перед Родиной.
Вместо идеалов свободы, идеалы служения. Вместо прав обязанности.
Метко подметили, что в России прав не было ни у кого, начиная
от аристократа и заканчивая последним крестьянином. Зато у
всех были обязанности. Кто-то обязан на государство работать,
кто-то обязан его защищать. И этот настрой общества на всеобщее
служение и привел к формированию легендарной воинской традиции,
одной из самых сильных и результативных на планете.
Мы, люди современные, частенько говорим, что
наши предки были ограниченные и не шибко умные, необразованные
и ленивые, любили выпить и кланяться начальству. Приятно ощущать
себя прогрессивными и раскованными на таком фоне! В одной
из следующих статей мы подробно разберемся с каждым из этих
положений. А пока просто посмотрим трезвым взглядом на Российскую
империю в 1914 году и на современную Россию 2003 года. Сравним
место, занимаемое в мире, и не только территориальное (хотя
это тоже показатель). Наши "недалекие" и "не шибко умные"
предки оказываются гораздо более толковыми и волевыми, чем
мы с вами, уважаемые господа-товарищи потомки. "Победителей
не судят" - лозунг правильный во всех отношениях. Наши предки
выходили победителями из многих ситуаций, чего, пока, не скажешь
о нас. По факту, к настоящему моменту мы бездарно разбазарили
большую часть доставшегося нам территориального, экономического
и идейного наследства. Не вы виноваты? Это все гады коммунисты,
монархисты, демократы и так далее? Про себя могу сказать,
что доля моей вины это 1/150.000.000 доля вины моих современников.
Какая доля вашей вины в том, что происходит с нашей страной,
решать вам.
Окончание "Воинское
и боевое искусство". Часть II.
Раздел "Каким видом единоборств заняться?"
Статьи о боевом искусстве и единоборствах.
Статья поставлена в интернет 13.11.03