Дмитрий Медведев-Барьяхтар
Восточные единоборства. Часть I
или о про разницу единоборства на Западе и Востоке.
"О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд".
Киплинг.
|
Культура единоборств пришла к нам с Востока. "Восточные единоборства" - привычное выражение, к которому адаптировался наш слух и наше сознание. Представьте, например, словосочетание "Северные многодраки"! Можно рассказывать и слушать анекдоты про чукчей, но у них такой странной фразы не встречается.
Суффикс "До" - "путь", сопровождающий большинство названий стилей восточных единоборств, уже в свою очередь стал темой для анекдотов на тему "дзю-после", а также "дзю-между". Правда, еще предстоит выяснить между чем. А вот как называть мужика в кимоно, так и не договорились: каратист, каратэист, каратэ-доист, каратэ-ка или каратэ-дока, особенно если он о-очень большой дока в данном деле. Впрочем, что важно, у любого каратэ-доки всегда есть шанс вырасти в сенсеи того или иного стиля восточных единоборств. Еще вчера мы и слова такого "сенсей" не знали, но сегодня сенсей не менее уважаемая профессия, чем банкир или бизнесмен. Мы, как правило, уверены, что называя явление или вещь инстранным словом мы тем самым облагораживаем и меняем его сущность. Так душегуба можно переименовать в киллера, б...дь в ночную бабочку, базар в маркет, а инструктора в сенсея восточных единоборств. Профессия "сенсей" в наши дни всеми уважаема. "В съемке батальных сцен фильма приняли участие такой-то, такой-то и сенсей..." "Автор благодарит за помощь в собирании материала такого-то, такого-то и сенсея..." Такими темпами, через десяток - другой лет сенсей станет приставкой перед фамилией, аналогично "Фон" в Германии или "Де" во Франции. Фон-Клаузевиц, Де-Эрбле и сенсей-Пупкин Вася.
Интересно также, что в наших залах восточных единоборств множество сенсеев, как Пупкиных, так и других, большое количество семпаев (старшие ученики) и почти полностью отсутствуют столь многочисленные на Востоке кохаи (младшие ученики). Можно предположить, что "кохай" у нас ассоциируется с чем-то вроде "салаги" или армейского "духа". Представляете рекламу: "Приходите к нам на тренировку по восточным единоборствам, будите кохаем!" Впрочем, даже если вы не испугались столь прозрачного намека на армейский фольклор и пришли в зал, захватите себе в карман русско-японский разговорник. Впрочем нет, в карман не получится, так как у кимоно карманов нет. Придется заткнуть за пояс. Без упомянутого разговорника вы вряд ли разберетесь, что означают "вадзы", "цки" и "гери", которые вам предстоит разучивать под команду "ити", "ни", "сан", "си", которые будут обрываться таинственным "муарэ" и, скорее всего, кончатся полным и окончательным "яме". Сложно сказать, чем названия ударов на японском языке лучше помогают изучать технику восточных единоборств, чем термины на русском, но авторитет Востока в вопросах мордо-боя, а также корпусо-схваткок столько велик и непререкаем, что задавать подобный вопрос как-то не корректно.
Еще менее корректно обращать внимание на различные версии боев без правил, которые проходят при практически полном отсутствии японцев, китайцев, вьетнамцев и прочих представителей традиционных боевых искусств. Взамен, выходящие на такие встречи славяне и американцы, негры и латиносы гордо несут над собой названия стилей восточных единоборств: "Билл Джонсон, стиль вьет-во-дао против Петра Кузнецова, стиль хап-ки-до!!!". Аплодисменты, сейчас вы увидите схватку боксера с самбистом! Вот за это и стоит ценить единоборства (не только восточные). При уйме условностей, бессмысленных ритуалов и изживших себя века назад традиций в них есть хороший критерий истринности - схватка, бой, кумитэ (если уж очень привыкли к чужой речи).
Попробуем видеть все комплексно и не обращать внимание на штампы. Стили единоборств появлялись, развивались и совершенствовались, как на востоке, так и на западе Евразии. Английский бокс, французская (греко-римская) или американская (вольная) борьба - самостоятельные стили прошедшие долгий путь совершенствования и люди, их разрабатывавшие в прошлом и практикующие сейчас имеют право на уважение, как и их восточные коллеги. У западных единоборств свой путь, свои особенности, и своя история развития не совпадающая с восточными единоборствами. И отличия эти лежат гораздо глубже, чем ритуалы и условности, которыми обрастает любое единоборство. Пусть китайцы и японцы кланяются перед кумитэ, боксеры пожимают перчатки противника (в советском боксе мы пожимали), а представители русских стилей молятся Перуну - это может быть очень интересно с точки зрения культуры и менталитета, но совершенно не важно с точки зрения боевой эффективности. Попробуем же понять и проанализировать, кого, для чего и как готовили на Западе и на Востоке.
Об отсутствии соревнований в восточных единоборствах.
"Борьба как вид спорта представляет собой единоборство двух соперников по определенным правилам".
В. М. Игуменов, Б. А. Подливаев "Спортивная борьба". |
Любая подготовка идет с прицелом на какую-то цель. Без цели подготовка теряет смысл. Какая цель подготовки в западных стилях? Смысл методики спортивных стилей - участие бойца в схватке на ринге или ковре, то есть на соревнованиях. Соревнования это схватка между примерно равными противниками по оговоренным или записанным заранее правилам. Уравнивают противников разными способами - по физическим параметрам (через взвешивание) и по опыту (через отборочные соревнования), но именно то, что на ковре или ринге встречаются примерно равные по физическому и техническому потенциалу противники влияет на арсенал приемов западных единоборств. С опытным и подготовленным противником нельзя рисковать. На турнирах по боксу или борьбе (в том числе и по дзюдо), вся техника простая и проверенная. Там нет ни эффектных, ни зрелищных приемов, которых так много в восточных единоборствах. Не думайте, что спортсмены их не знают или не умеют. Умеют и знают, но чем более сложен и замысловат прием, тем легче противнику найти момент для простой контратаки. Слишком сложные примы восточных единоборств часто более опасны для бойца, который их проводит, чем для противника, особенно если противник опытный и умелый. Постоянная практика соревнований быстро сокращают арсенал приемов единоборства до необходимого минимума, который отрабатывается и оттачивается до максимально возможного совершенства. Западные стили это прагматизм и еще раз прагматизм, но доведенный с годами до уровня искусства!
На Востоке, в отличии от Запада, что такое спортивные соревнования не знали. Мастера восточных единоборств вообще не любили, когда их ученики общались, тем более спарринговались, между собой. Что было здесь решающим сказать сложно - то ли секреты школ оберегали, то ле за свою репутацию беспокоились, но, так или иначе, но бой с равным по физическому и техническому уровню противником на традиционном Востоке чрезвычайно редкий случай. Отсюда техника и приемы восточных единоборств разрабатывались в расчете на человека, не имеющего специальных навыков ведения боя. И чем отличается бой с человеком не имеющим навыков ведения схватки от боя с подготовленным противником? Тем, что с первым можно применить гораздо более обширный технический арсенал, чем со вторым. Поэтому технические арсеналы стилей восточных единоборств гораздо шире, чем аналогичные на Западе, и содержат десятки вариантов ударов, блоков и передвижений. Подобная обширность подготовки имела существенный минус - слабее отработка и оттачивание отдельных элементов, но и плюс - отсутствие узкой специализации западных стилей. Неподготовленный противник не знает приемов, зато способен на любую импровизацию и никто не знает, что он сделает в следующую секунду, даже он сам - размахнется и ударит ладонью, укусит или начнет пинаться ногами. К этой "импровизации" бойцы восточных единоборств, в отличие от своих западных коллег были готовы. Боксер, выходящий на ринг, знает, что кусаться его противник не будет (Майк Тайсон не в счет), борец на ковре не готовится к тому, что противник будет отпинываться от него ногами. На Востоке таких "рамок" не знали. В любом ударном стиле кунг-фу давали освобождения от захватов, а в стилях борьбы (типа джиу-джитсу) изучали типовые атаки ударами. Подводя итог, технические арсеналы на Западе ограничены, но отлично отработаны, технические арсеналы восточных единоборств разносторонние, но менее отточены.
Часто западные стили критикуют за эту узость. Разве может боевое искусство состоять из трех ударов руками (современный бокс)? Арсенал западных стилей борьбы более обширен, но и здесь даже близко не напоминает "искусство 108 бросков джиу-джитсу" (учитите, что 108 это не число, это символ бесконечности). Кажется, что решается данная проблема чрезвычайно просто. Надо всего лишь принять участие в соревнованиях и на деле доказать спортсменам превосходство традиционных стилей восточных единоборств. Послать на ринге боксера в нокдаун каким-нибудь уракен-цки или взять на болевой прием руку дзюдоиста. Ситуация облегчается тем, что как первый прием, так и второй правилам бокса и дзюдо разрешены, но... что-то о таких героях пока не слышно. "В бою между знающим больше и знающим лучше побеждает знающий лучше", а отработанную и проверенную на многочисленных соревнованиях спортивную технику не победить при помощи многочисленных, но плохо отработанных приемов. Это напоминает схватку вооруженного шпагой фехтовальщика против ниндзя, увешенного разными молотами, серпами, кинжалами и нунчаками. Сколько дырок понаделает в нем фехтовальщик при попытке поменять оружие в ходе схватки? Проблема спортивной подготовки не в недостаточном количестве приемов, которые отработаны так, что традиционным стилям восточных единоборств не снилось, а в том, что рамки спортивных правил не готовят спортсмена к ситуациям самообороны, в которые он может попасть на улице. Подготовленный спортсмен это как поезд. Если попались на пути его движения, костей не соберете, но шаг в сторону и масса отработанных приемов может прокатиться мимо вас.
По моему опыту, подготовить спортсмена к ситуации самообороны на улице, гораздо легче, чем научить драться ученика, занимавшегося раньше тем или иным стилем восточных единоборств. Спортсмен это не только приемы, спортсмен это еще и физическая подготовка, устойчивая психика и умение грузить себя в процессе тренировки. Научите его адаптировать технику к нестандартным условиям улицы, расширьте привычные для него спортивные рамки и связываться в подворотне с таким бойцом врагу не пожелаешь. К сожалению, у представителей восточных единоборств очень часто весь арсенал техники умещается в десяток ката или тао, а у стилей "спецназа" и других эксклюзивных систем и того меньше - ворох необычных идей, существующих только в голове их адептов. Когда на тренировке в зале попадается такой ученик, готовить его приходится даже не с "0", а с "- 1". Слишком много времени отнимает перестраивание неудачной динамики движения, да удаление лишних идей из сознания.
Продолжение "Восточные единоборства".Часть II - Бойцы и мастера.
Раздел "Каким видом единоборства заняться?"
Статьи о боевом искусстве и единоборствах.
|
Статья поставлена в интернет 15.10.02 и опубликована
в журнале "Боевое Искусство Планеты" № 4 2004
|